Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

25 Июль 2017

Комментарии:

Off
 Июль 25, 2017
 Off

 ветвь меньшая от ствола России…»

(К 110-летию со дня рождения А.А. Тарковского)

164125_27_i_014«Кто не знал лично Арсения Александровича Тарковского, тот, судя по наиболее характерным его стихам, мог представить себе поэта человеком недоступным и строгим жрецом искусства. Да, таким Арсений Тарковский вступал в пределы поэзии, входил, как в храм, но в тиши одиночества, без соглядатаев перед Вечностью и чистым листом белой бумаги. А в жизни он был прост, естествен, даже застенчив. В жизни он был – Моцарт, в поэзии – Бах», — так характеризовал личность Тарковского поэт К. Ковальджи.

Сам он в своём автобиографическом эссе «Пунктир» писал: «Мне выпала на долю многолетняя жизнь, я был пристрастным наблюдателем изменений, происходивших в самосознании человечества, в характере его знаний… Я был воспитан в преклонении перед законами человечности, уважения к личности и достоинству людей. Я считаю, что самое главное в мире – это идея добра.

Жизнь Арсения Тарковского, действительно, охватила чуть ли не весь двадцатый век. Поэт родился в начале столетия, в 1907 году, в Херсонской губернии, а умер в 1989 – м: «Родился в отсветах первой русской революции, умер в разгар перестройки».

Тарковский – большой русский поэт с сильным дарованием – почти сорок лет был известен, в основном, как переводчик, хотя писать он начал, по его собственному признанию, «с горшка».

В 1923 году он переезжает в Москву и поступает учиться на Высшие литературные курсы. В 1924—1929 годы Тарковский работает сотрудником газеты «Гудок», затем — на Всесоюзном радио старшим инструктором-консультантом по художественному радиовещанию, пишет пьесы для радиопостановок. Примерно с 1933 года начинает заниматься художественным переводом.

Начало Великой отечественной войны застало Тарковского в Москве. В августе он проводил в эвакуацию в г. Юрьевец Ивановской области свою первую жену Марию Вишнякову и детей – Андрея и Марину. Вторая жена Антонина Бохонова и её дочь уехали в г. Чистополь Татарской АССР, куда эвакуировали членов Союза писателей и их семьи. Оставшись в Москве, Тарковский прошёл вместе с московскими писателями военное обучение. По заключении медкомиссии, мобилизации в действующую армию он не подлежал.

Арсений принимал участие в поэтических встречах, которые организовывал Союз писателей для москвичей. В первых числах сентября 1941 года он узнал о трагической гибели Марины Цветаевой, с которой после её возвращения на родину его связывали два года тесной дружбы, и отозвался на неё горестными стихами.

16 октября 1941 года Арсений Александрович вместе с престарелой матерью покинул столицу и отправился к семье в Чистополь.

В Чистополе им были написаны «Портной из Львова», «Стирка белья», «Проводы», а также цикл «Чистопольская тетрадь», состоящий из 10 стихотворений.

За два месяца пребывания в Чистополе Тарковский написал в Президиум Союза писателей одиннадцать писем-заявлений с просьбой направить его на фронт.

Только поздней зимою, наконец, пришло извещение о мобилизации группы молодых поэтов и писателей на фронт.

В зимнюю декабрьскую ночь Арсений Тарковский, Михаил Зенкович, Павел Далецкий, Павел Шубин, Семен Гехт, Владимир Бугаевский, Всеволод Багрицкий, Осип Колычев, А. Глебов, Л. Шифферс, М. Пасынок, С. Швецов — всего двенадцать (они так и называли себя по Блоку «Двенадцать апостолов») — двинулась за розвальнями, на которые была сложена поклажа, из Чистополя в Казань, а оттуда в Москву. Это было в канун нового года. Мороз стоял в сорок градусов.

В Москве он ждал направления в действующую армию и получил его в самом конце года. 3 января 1942 года Приказом Народного Комиссариата Обороны за № 0220 он был «зачислен на должность писателя армейской газеты» и с января 1942 по декабрь 1943 года работал военным корреспондентом газеты 16-й армии «Боевая тревога».

Тарковскому не раз доводилось участвовать в боевых действиях, за что он был награждён орденом Красной Звезды. 13 декабря 1943 года под г. Городок Витебской области Тарковский был ранен разрывной пулей в ногу. В условиях полевого госпиталя у него развилась самая тяжёлая форма гангрены — газовая. После получения ранения и последующей за ним ампутации ноги Арсений был демобилизован в звании капитана гвардии.

В 1945 году Тарковский подготовил к изданию книгу стихов, которая получила одобрение на собрании секции поэтов в Союзе писателей. Но в силу политических «несоответствий» (в книге не было ни одного стихотворения, воспевавшего «вождя» ) после Постановления ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 года печать книги была остановлена.

Для Тарковского начались долгие годы «молчания». Чтобы существовать, приходилось заниматься переводами, что для зрелого поэта с ярко выраженной творческой индивидуальностью было тяжким бременем. И всё же он не переставал писать для себя, «в стол». Его рукописные тетради пополнялись новыми стихами.

Только в период «оттепели» в 1962 году, когда Арсению Александровичу было уже 55 лет, наконец, вышла его первая поэтическая книга «Перед снегом».

В 1960-е годы вышли ещё две книги Тарковского: в 1966 году — «Земле — земное», в 1969 — «Вестник». Тарковского стали приглашать с выступлениями на популярные в те годы вечера поэзии. В 1966—1967 годах он вёл поэтическую студию при Московском отделении Союза писателей.

5 марта 1966 года умерла Анна Андреевна Ахматова; эта смерть явилась для Тарковского большим личным горем, их дружба длилась 20 лет. Памяти Анны Ахматовой поэт позже посвятил цикл стихотворений.

В 1974 год был издан первый сборник избранных стихов Тарковского «Стихотворения», в которую вошли произведения, написанные им с 1929 по 1971 годы.

В 1977 году, в связи с семидесятилетием Тарковского, советское правительство наградило его орденом Дружбы народов.

В начале 1980-х годов одна за другой вышли ещё три книги Тарковского: 1980 — «Зимний день», 1982 — «Избранное», 1983 — «Стихи разных лет».

6 марта 1982 года уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия» Андрей Арсеньевич Тарковский. 10 июля1984 года на пресс-конференции в Милане Андрей заявил о своем невозвращении в Советский Союз. Это решение сына Тарковский принял, уважая его гражданскую позицию. Однако в письме к нему он выразил своё убеждение в том, что русский художник должен жить и работать на родине, вместе со своим народом переносить все тяготы, выпавшие ему на долю.

Арсений Александрович тяжело переживал разлуку с сыном. Это событие стало новой полосой опалы поэта, его опять «отодвинули» от читателя.

Смерть Андрея 29 декабря 1986 года явилась для отца неожиданным и страшным ударом. Болезнь Арсения Александровича стала стремительно прогрессировать.

В годы перестройки имя Андрея Тарковского начало возвращаться на родину. Это сняло опалу и с отца. В связи с восьмидесятилетием Арсений Александрович был награждён в 1987 году орденом Трудового Красного Знамени. В том же году вышли сборники Тарковского, «От юности до старости и «Быть самим собой».

27 мая 1989 года Арсения Тарковского не стало. Похоронен он на Переделкинском кладбище недалеко от своего любимого поэта Б. Пастернака. В ноябре 1989 года Постановлением Правительства СССР ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР.

Арсений Тарковский унаследовал многие качества лучших российских поэтов. Страстный книгочей, он был настоящей живой энциклопедией, чувствовал себя как дома в просторах мировой культуры. Предупредительный, отзывчивый, не ведающий, что такое тщеславие и зависть, он был благороден, обаятелен, истинный интеллигент. Он был красив во всём: в чертах его лица мудрость сочеталась с детским восприятием мира, в душе параллельно жили мужество и гуманизм.

За свою долгую жизнь он разделил все беды и радости с родной страной. Нельзя не согласиться с определением сути поэта К. Ковальджи; «Пусть талант его от Бога, остальное – от Родины, от родной культуры, от данного нам бытия».

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть её, и до листвы моей

Доходят жилы, влажные, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.

Я призван к жизни кровью всех рождений

И всех смертей, я жил во времена,

Когда народа безымянный гений

Немую плоть предметов и явлений

Одушевлял, даруя имена.

(А. Тарковский)

Л.Г. Демченко — заведующая

Мемориального музея Б. Пастернака

Comments are closed.