Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

9 Май 2020

Комментарии:

Off
 Май 9, 2020
 Off

«Чем дальше наЗапад, тем ближе к Победе,

тем ближе к Родине и к тебе…»

Письма Евгения Игнатьева Надежде Пузанковой

Семья у дома

Семья у дома

 

ВСЕМ, КТО ПРИБЛИЖАЛ ПОБЕДУ

живым и павшим, известным и безымянным

ПОСВЯЩАЕТСЯ

Летом 2015 года при строительных работах в д. №45 по улице Льва Толстого студент КФУ Александр Андреев нашёл свёрток с письмами и принёс в центр допризывной подготовки «Ватан». Автор посланий – Игнатьев Евгений В. Письма автором были пронумерованы, датированы 16 февраля 1945г.–27 мая 1946г., адресованы в Чистополь на улицу М. Горького, 36 Надежде Алексеевне Пузанковой. Судя по текстам посланий, девушка работала в детском саду. Сохранившийся номер полевой почты – 83747п – указывал на то, что воевал в 10 Польском отдельном батальоне связи. Коллекцию из 24 писем сотрудники центра сочли нужным передать в музей.

19.09.1945 г. Евгений Игнатьев (стоит слева) с сослуживцами

19.09.1945 г. Евгений Игнатьев (стоит слева) с сослуживцами

Эта история о том, как она ждала, а он стремился к ней, к своей единственной надежде, но обстоятельства долго не позволяли им встретиться. «№37. <…> Нас уже сейчас разделяют несколько тысяч километров с тобой. Труден и далёк этот путь, много сожжено городов осталось позади. Недалёк и Берлин – всего несколько десяток километров. Я знаю, было бы очень интересно тебе рассказать про Люблин, Варшав у и Лодзь, но ты бы страшно ужаснулась, если тебе рассказать про печи на Майданеке, о зверствах в Лодзи. Да, много немец наделал делов. Но пришёл и на нашей улице праздник. Теперь ему за всё придётся рассчитаться, мы уже на его собственной земле. Чем дальше на Запад, тем ближе к победе, тем ближе к Родине и к тебе. Недалёк тот светлый и радостный день, которого мы ждём с большим нетерпением. Нам снова осияет счастливое солнце нашей свободной жизни, добытой нашими отцами и продлёнными правами на жизнь нашей собственной кровью. Нет, Надя, того часа, чтобы не вспомнить о тебе, о девушке, которую так крепко люблю. Во имя которой не жалко жизни и которая так крепко спасает её. <…> Март 1945 год. Подпись».

«<…> Одно из апрельских писем мне пришлось перерваться писать 4 раза: бомбили самолёты. Но всё-таки докончил писать до конца и послал, правда, в нём о этом даже нет ни одного слова. <…> До свидания. Крепко жму руку. Твой Женя. Жди. 9.06.45».

«<…>Конечно, мы прекрасно знаем, что у всех изменилось настроение. Все ждут родных и знакомых домой. У нас настроение тоже изменилось. Между прочим, ты наше настроение представляешь себе более или менее ясно. Того дня, о котором ты пишешь, ждут все с большим нетерпением не меньше, чем ты и другие. Ну, это ладно, рано или поздно все-таки вернемся, ждите. Ты ждешь?..

О себе писать много нечего. Так же, как пишешь и ты: «Жизнь моя что в военное время, так и в мирное время, всё одинаково, без всяких изменений, работаю всё там же. Дети у меня все те же, только изменились, побывали в боях». Но память осталась хорошая. Однажды сидим отдыхаем, и вдруг задают вопрос: «А ну-ка, покажи фотокарточку своей любимой». Между прочим, она осталась единственной, что можно назвать памятью с Родины.

Да, тот фруктовый сад и ту сирень, которая растет в нем, я помню отлично, думаю, что не забыла и ты. Это только одни воспоминания – жизнь впереди. Правда, суровое время прошло, можно вспомнить и старое, оно иногда бывает полезно. Но сейчас мечты не о нем, а мечты о будущем, хорошем и веселом времени, что будет впереди. <…>14.06.1945 г.»

«Привет из-за далёкого рубежа нашей Родины! <…> Ты ведь, милая, прекрасно знаешь, что в Чистополе родителей у меня нет, и я могу выбрать себе любую дорогу, но мне пока ничего нет дороже, чем ты. Вот поэтому я так пишу и поэтому мне важна твоя искренность. <…> Милая, сегодня настроение такое, что написал бы 100 листов, но пора кончать и время 4 часа утра, хотя спать ещё не скоро. Продолжу в следующем письме. А пока до свидания. Жди. Твой Женя. Крепко жму и целую к-ку б-скую. 13.1.46».

Возможно, переписка парня и девушки так и осталась бы неразгаданной загадкой с красивой историей, если бы не получила своего продолжения.

Нам было интересно узнать, встретились ли парень с девушкой? Как сложилась их судьба? Возможно, они и сейчас живы? Через несколько дней после публикации в местных СМИ раздался звонок из Нижнекамска: взволнованный голос пожилого мужчины сказал, что Евгений Васильевич Игнатьев – его отец, а девушка, которой адресованы послания, его мать.

Виталий Евгеньевич поведал о том, что отец родился 20 октября 1919 г. д. Вотяково Старо-Иванаевской волости Чистопольского уезда Казанской губернии (деревня не существует, ныне территория Чистопольского района Республики Татарстан). В 1939 г. закончил школу ФЗУ при судоремонтном заводе, до войны работал масленщиком на пароходе «25 лет ВКП(б)» Камского речного пароходства. В январе 1940 г. был призван в Красную Армию. С 6 марта 1942 г. участвовал в боевых действиях на Западном фронте Великой Отечественной войны южнее Смоленска. С 23 сентября 1944 г. рядовой Игнатьев Евгений Васильевич воевал старшим линейным надсмотрщиком телеграфно-стрелковой роты 10 Отдельного линейного батальона связи 2 Польской Армии. За самоотверженность в бою и мужество награждён медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Из наградного листа: «26 апреля 1945 г. в районе Кенигсварта рядовой Игнатьев работал по восстановлению линии связи. Участок, где работал Игнатьев, в течении целого дня находился под бомбёжкой, связь неоднократно прерывалась. Игнатьев, рискуя собой, быстро восстанавливал связь, благодаря чему на протяжении всего боя связь работала чётко».

В 1946 г., после демобилизации, вернулся в Чистополь, создал семью с Надеждой Алексеевной Пузанковой – девушкой, которой адресованы его послания. В 1947 г. у них родились два сына-близнеца, Виталий и Александр. Работал на Чистопольском часовом заводе мастером цеха №12. 24 января 1989 г. его не стало…

Сбылись чаяния и надежды бойца, о которых он вдохновенно писал 23 января 1946 года:«Больше всего интересует будущее. Какое же оно будет. Я бы желал, чтобы оно было счастливое и радостно, а оно должно быть таким, иначе быть не может. Для этого мы сражались в жестоких битвах с врагом, ради этого МЫ ПОБЕДИЛИ».

Благодарим сына и внучку Евгения Васильевича – Виталия Евгеньевича Игнатьева и Людмилу Владимировну Андрееву за отклик, Ваше откровение и сохранение Памяти.

Дорогие друзья! Мы рады, что вместе с вами открываем новые страницы нашего прошлого. Ведь это из таких маленьких личных историй складывается одна большая История.

Comments are closed.