Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

2 Декабрь 2016

Комментарии:

Off
 Декабрь 2, 2016
 Off

Миссия безоружной истины

(К 30-летию гибели писателя и правозащитника А.Т. Марченко в Чистопольской тюрьме)

3745-18 декабря 1986 г. после четырехмесячной голодовки в Чистопольской тюрьме умер Анатолий Марченко, автор известных книг: «Мои показания», «От Тарусы до Чуны» и «Живи как все».

Академик А. Сахаров в предисловии к последней книге Марченко «Живи как все» писал: «Мои показания» — первая книга о после сталинских лагерях и тюрьмах, первое развернутое свидетельство об этой позорной изнанке нашего общества. Она сыграла огромную роль в нравственном формировании движения за права человека в СССР и во всем мире. Власти никогда не могли простить Марченко его подвига. Ему был вынесен приговор. Двадцать лет последующих мучений и гибель в Чистопольской тюрьме – это и было замедленное приведение в исполнение этого приговора».

Через две недели после смерти А. Марченко освободили из горьковской ссылки А. Сахарова и его жену, а вскоре началось амнистирование с последующей реабилитацией всех политзаключенных.

А. Марченко родился в 1938 году в г. Барабинске в рабочей семье. С 16 лет — работа на шахтах и нефтепромыслах. В 1958 г. незаконно приговорен к двум годам лагерей за якобы участие в межнациональной драке в рабочем общежитии. Он, потрясенный несправедливым приговором и не смирившийся с ним, совершил побег, хотя в это время пришло запоздалое решение: «… освобожден от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости от президиума Верховного Совета СССР». Если бы документы на освобождение пришли на неделю раньше, его жизнь сложилась бы иначе. Но именно подобные казусы превращают биографию в судьбу с трагическим разворотом.

Почти год Марченко скитается по стране, не зная о своем освобождении, без документов, пытаясь содержать себя случайными заработками. Осенью 1960 года, почувствовав, что в этой стране ему нет места, он со случайным знакомцем по несчастью пытается перейти границу. Разумеется, их арестовали, выбили показания у его спутника на Марченко как организатора побега и определили его как «изменника Родины» к 6 годам лагерей.

Сначала свой срок он отбывал в Дубровлаге (Мордовские политлагеря), потом усилили наказание – отправили во Владимирский централ, в т.н. «Крытку», на более суровый режим. Находясь в тяжелых тюремных условиях, он познавал технологию зла коммунистической системы на своем горьком опыте. Усиленно занимался самообразованием: изучил русскую классику XIX века, начиная с Радищева и до Блока, от корки до корки, труды историков от Карамзина до Ключевского с Тарле, прочел все известные работы Маркса и Ленина – с подробным конспектированием. Удавалось даже читать то, что на свободе было запрещено: книги Б. Савинкова, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Шульгина. Библиотека Владимирской тюрьмы была уникальной – она составлялась из конфискованных библиотек, принадлежавших самим арестантам этого заведения. Считалось, что никакие контрреволюционные издания уже не испортят до конца «идеологически испорченных» «врагов народа».

В тюрьме Марченко познакомился с настоящими политическими заключенными, теми, кого арестовали не просто за анекдот о членах Политбюро или за попытку бежать из страны, а за реальную оппозиционную деятельность, выраженную в этом или ином факте. Он тщательно запоминал имена, подробности жизни многих «сидельцев» еще со сталинских времен, понимая, что их судьбы канут в неизвестность, если он, сам, выйдя из этого ада, не доведёт до сведения хотя бы узкой общественности имена и события, его окружавшие.

В 1966 г. на свободу вышел уже убежденный оппонент существующего режима и обслуживающей его идеологии. В Москве произошло знакомство А. Марченко с новой общественной реальностью, получившей название «движение за права человека», что окончательно укрепило его в сложившемся намерении – написать книгу о политических лагерях 1960-х годов. В 1967 г. с величайшим напряжением сил Марченко закончил книгу, экземпляры рукописей её были отправлены в редакции журналов, даже в КГБ и, разумеется, в Самиздат. Вскоре она была опубликована в западных издательствах на многих языках.

Политлагерями тогда уже начинали интересоваться, но информации о них было мало, и доступна она была немногим, разве что узкому кругу будущих диссидентов. Поэтому развернутая социальная панорама Дубровлага и Владимирской тюрьмы шокировала многих. И все понимали, что «Мои показания» — книга-поступок, и за свое гражданское мужество автор понесет «крестную ношу», которая позже им будет описана в книгах «Живи как все» и «От Тарусы до Чуны».

Марченко активно участвовал в работе Московской Хельсинской группы, подписывал и составлял коллективные правозащитные документы, выступал в защиту гонимых властью.

С этого момента вся его биография – сплошная цепь арестов, приговоров, лагерей и ссылок. В недолгие периоды свободы всё же успел обзавестись семьей (его спутницей стала известная диссидентка Л.И. Богораз), пытался построить дом, продолжал занятия литературой. В 1978 г., вернувшись из очередной ссылки, он восстанавливал рукописи, которых лишился при очередном обыске.

В какой-то степени А.Т. Марченко сам ускорил драматические события для себя, выступив с «открытым письмом» к академику Капице, призывая его заступиться за академика Сахарова, высланного в Горький. Наверное, это переполнило чашу терпения властей. 17 марта 1981 он был вновь арестован и осужден в последний раз. Приговор по максимуму – 10 лет лагерей строго режима и 5 лет ссылки – не оставлял надежд.

Из пермской 35-й зоны в 1984 году он направляется в Чистопольскую тюрьму для «особо опасных государственных преступников» «как неподдающийся исправлению».

4 августа 1986 г. он объявляет бессрочную голодовку, основным требованием которой была всеобщая политическая амнистия в СССР.

Главным катализатором всех его поступков было органическое неприятие любой несправедливости и фальши, обостренное чувство собственного достоинства, в котором не было ничего идеологического. Его жизнь – поразительное свидетельство автономии человеческого духа: он наглядно показал, как мало зависит жизненный выбор человека от социальной среды, образования или приверженности тем или иным теориям.

Анализируя советскую жизнь, читая и размышляя, рабочий Марченко стал радикальным противником коммунизма еще тогда, когда высоколобые интеллигенты формации «шестидесятников» лелеяли миф о социализме с человеческим лицом. Его конфликт с коммунистическим режимом был в основе своей нравственным, а не политическим, и начался задолго до того, как он смог дать ему какое-либо теоретическое обоснование.

В Марченко больше всего поражают его особые человеческие качества и его трагическая и прекрасная судьба, полное отсутствие романтической экзальтации, самодовольства и рисовки. Он был очень строг в отношении к себе, больше всего боялся подвести и обеспокоить людей, находившихся рядом, избегал одолжений и покровительства. В А. Марченко соединились лучшие качества русского человека – нетерпимость ко злу и лжи, природная выносливость к лишениям, очевидно, выработанная столетиями крестьянской жизни в суровых буднях российской действительности, а также – острое личное самосознание, ответственность и способность сопротивления к давлению коллектива.

Марченко пошел против традиционного российского канона покорности и расплатился за этот выбор жизнью. Меньше всего он был жертвой – сам выбрал себе судьбу и распорядился собой по собственному усмотрению: жил и умер свободным.

Похоронен он на Чистопольском кладбище при участии близких и родных. Его имя займет достойное место в будущем Музее диссидентства и жертв политических репрессий, который вскоре будет открыт в Чистополе.

Рафаил Хисамов – старший научный сотрудник

Мемориального музея Б. Пастернака

 

Comments are closed.