В.А. Чикрина
заслуженный учитель РТ,
учитель гимназии №3 г. Чистополя,
краевед
«Помните, как мы на Каме …»
Виктор Боков и Борис Пастернак
Обращение к личности Виктора Федоровича Бокова не случайно. В нашем городе отношение к нему особое: он прожил в Чистополе несколько месяцев в 1941 — 1942 гг., отсюда был призван в армию, вновь посетил наш город в 1985 году, на протяжении многих лет поддерживает связь с городской газетой, мемориальным музеем Б. Пастернака, краеведами, а осень 2004 г. газета «Чистопольские известия» назвала «боковской»: так широко чистопольцы отметили девяностолетие любимого поэта. О взаимоотношениях Пастернака и Бокова специальных исследований еще не написано, хотя тема эта звучит в произведениях самого Виктора Бокова и интересна любителям литературы. По собственному признанию Виктора Федоровича, именно в Чистополе произошло его становление как поэта. Чистопольские улицы — свидетели его прогулок с Б. Пастернаком, их задушевных бесед. В воспоминаниях и стихах Бокова Пастернак, Чистополь и молодость поэта часто оказываются слитыми воедино. Литературоведы уделяли внимание изучению творчества писателей-фронтовиков. Созданы интересные монографические исследования, написаны воспоминания, опубликованы тома литературного наследства. Несомненно, в будущем появятся новые труды о вкладе военных писателей в дело Победы. Но представление о литературном процессе периода войны будет еще значительнее, глубже и объемнее, если столь же тщательно будет исследована огромная и разнообразная работа писателей в тылу, их воздействие на духовную и культурную жизнь больших и малых тыловых городов страны.
Подарила судьба нам счастье —
Милый Чистополь — городок!
В. Боков
Великая Отечественная война — особая страница в биографии Бокова. Этот период нераздельно связан с его пребыванием в нашем городе, сближением с Борисом Леонидовичем Пастернаком, дружбой с которым Виктор Федорович гордился, дорожил, и, пожалуй, самыми трагическими событиями его жизни — арестом и почти пятью годами лагерей.
Начало войны застало Бокова в Москве. Он и Пастернак 8 августа 1941 года провожали в эвакуацию в Елабугу М. Цветаеву. В своих воспоминаниях поэт подробно рассказывает об этих тяжелых проводах, потому что никто уже не может рассказать об этом: нет в живых ни Пастернака, ни Цветаевой, и он старается сохранить для нас живые образы дорогих ему людей, пишет статьи, воспоминания.
Вряд ли уезжавшие знали, что их ждет в эвакуации. Не знал тогда и Пастернак, что он сам отправится в Чистополь, но М. Цветаевой уже не будет в живых. Вскоре и Боков попадет в Чистополь: сначала, в августе, на несколько дней, когда привозит семью, а с середины октября 1941 года до середины марта 1942 проживает постоянно. Сразу после приезда в Чистополь его жена с двумя детьми поселилась в легендарном «писательском общежитии», через которое прошло большинство писателей и членов их семей, затем семья перебралась в дом 103 по улице Бебеля (до наших дней здание не сохранилось).
В своих письмах, вспоминая то время, Виктор Федорович с особой теплотой говорит о нашем городе: «Материально в Чистополе было всем нам очень трудно. Но — странное дело! — сердце пело, приветствовало жизнь, верило, творило, звало к общению, к восприятию искусства. Поэтому, несмотря на войну, ваш город сохранился в памяти моей удивительно светлым, торжественно-пра
Тем не менее жизнь в эвакуации была трудной:
Мы не только скрипели перьями
В те трагичные года,
Становились порой артелями,
Не гнушась простого труда.
Если надо, мы были работниками,
Шли к реке, засучив рукава,
Пастернак бывал на субботнике
И грузил не слова, а дрова.
Бокову удалось устроиться на работу ночным сторожем в детдоме. «Роль — комическая, время — трагическое, выбирать не из чего, — вспоминает он. — Мое пребывание здесь было становлением меня как поэта. Здесь зазвучали мои первые стихи публично и были горячо встречены чистопольцами».
Он часто выступал на литературных вечерах в местном Доме учителя.
Как стихи наши люди слушали,
Как ловили словцо любое,
Как сливались мы нашими душами
С нашей общей, народной судьбою!
Мы писательству были причастны,
Этот труд был наш первый долг.
Подарила судьба нам счастье —
Милый Чистополь — городок!
«Состав выступающих был цветом литературы: Леонов, Федин, Пастернак, Исаковский, Асеев, Тренев. Из молодых, входивших в зрелую компанию мастеров, был только я. Зритель в основном — эвакуированный народ. В плохо отапливаемом зале сидели люди, потерявшие свои родные гнезда, и ждали от наших слов тепла, как от дров в печи. Хлеб давали по карточкам, красота была не нормирована». Один из таких вечеров особенно памятен Виктору Федоровичу: его горячо встретила публика, а после выступления он получил похвалу от Н.Н. Асеева, «который прочитал запомнившиеся строчки:
Вышла утром в сенцы,
Защемило сердце,
Намело сугроб,
Ну, совсем, как гроб.
Понравилась ему рифма «сенцы-сердце», понравилось, что стихотворение было кратким, содержательным». Речь шла о стихотворении «Мать», героиня которого пожилая женщина пишет письмо сыну на фронт.
Незамысловатые сюжеты боковских стихов, их внешняя простота и искренность привлекали слушателей и читателей. Ведь он был одним из них, разделял их судьбу, жил теми же ожиданиями и надеждами. Об этом поэт и рассказывал в своих стихах: о трудовых буднях тыла, ежедневных заботах простых горожан, о их тревоге за близких, сражающихся на фронте, о реальном воплощении лозунга того времени «Все для фронта — все для победы!» Хотите представить жизнь Чистополя зимой 42-го года — открывайте «Чистопольские страницы»!
Вьюгам всласть побродяжить
Хватает зимы.
Город варежки вяжет,
Катает пимы.
Вижу светлые серьги,
Задумчивый взгляд.
И любовь и усердье
В работе девчат.
Их послушные спицы
Низают петлю.
В холод эдакий птицы
Жмутся к людям, к теплу.
«Где ж ты, где ж ты, мой милый?»
Снег. Сугробы кругом.
«Не нарвися на мины,
Осторожней — с врагом!»
Плавку медную плавит
Багровый закат.
Труд свой доблестный славит
Старик-пимокат:
— Сделал прочно. Для фронта.
Не хвастаю тут,
Что пимы без ремонта
До Берлина дойдут!
Вьюгам всласть побродяжить
Хватает зимы:
Город варежки вяжет,
Катает пимы.
Вхождение в семью писателей совпало для Виктора Федоровича с его пребыванием в Чистополе (октябрь 1941 г.). Для начинающего поэта это было событием огромной важности. Какую радость и какую ответственность должен был он ощущать, ведь среди рекомендовавших его были Н. Асеев и Б. Пастернак!
К обоим молодой поэт относился с нескрываемым восторгом. Вспоминая о Н. Асееве, Виктор Федорович пишет: «С первой встречи я почувствовал, что наши взгляды и пристрастия родственны. Яценил Асеева за разнообразие форм поэзии, за повышенное внимание к рифме, ритмике, словарю. Его статью «Жизнь слова» я читал и перечитывал, и благодарил поэта за тонкое понимание слова, его возможность воздействовать на наше сознание и наше чувство».
Об отношении Бокова к Пастернаку и его творчеству — разговор особый. Пастернак для него не только «Моцарт, вершина уменья», но и мужественный человек, который «в самые мрачные времена сталинщины шел туда, куда влек его свободный ум художника. Его противостояние и сопротивление времени поистине героично».
«Мне иногда с упреком говорили: — Ты же крестьянин, а любишь Пастернака. Как это понимать?
А для меня он был самый земной, а для меня он был пахарем и сеятелем в поле литературы и в трудные мои годы и теперь, когда я и сам седой», — признается В. Боков.
Знакомство с Пастернаком перерастает в дружбу на чистопольской земле. Здесь они часто встречаются, совершают прогулки, говорят о поэзии. Пастернак вообще любил опекать молодых начинающих поэтов, был внимателен, искренне радовался поэтическим находкам, помогал заметить и развить свое, самобытное.
Уже тогда, в 1942 году, Борис Леонидович отметил в стихах Бокова то, что позволило Виктору Федоровичу стать по-настоящему народным поэтом — его естественность, слитость слова и чувства, необыкновенное чувство ритма. Боков вспоминает: «Стихотворение «Загорода», которое я написал в Чистополе, напоминало ритм молотьбы:
По твоим задам
Проходить не дам
Ни ведьме, ни лешему,
Ни конному, ни пешему.
Услышав от меня эти стихи, Борис Пастернак заметил: «Это у вас от природы. Цветаева шла к такой форме от рассудка, а у вас это само собой вылилось». Лучший комплимент для лирика — «само вылилось!».
И в творчестве, и в жизни Пастернак поражал способностью художественного восприятия окружающего мира, становясь образцом для многих собратьев по перу, поражая легкостью и яркостью поэтических обобщений. Памятен Бокову такой случай: «Зимой 1941 года шли мы с Борисом Леонидовичем по городу Чистополю, над Камой. Закатывалось по-пушкински ясное морозное солнышко.
— Посмотрите, какие крыши! — воскликнул Борис Леонидович. – Это же медовые пряники! Отламывай и ешь!»
Сколько их было, таких прогулок и бесед, каждое слово из которых Виктор Федорович хранит в памяти до сих пор!
В марте 1942 Боков был призван в армию:
Просыпаюсь, мне повестка.
Вышел срок идти на фронт.
«Ну, как уехать, не простившись с обожаемым маэстро. Захожу на квартиру, где жил Пастернак.
— Его нет, — сказали хозяева, — он ушел на колонку за водой.
Вдруг дверь открылась, и на пороге встал Пастернак, В руках он держал две новых оцинкованных бадьи с дымящейся от холода водой.
— Это ваша судьба! — воскликнул Борис Леонидович. — Я как знал, что вы придете проститься, всклень налил.
Он благословил меня в путь, который оказался трудным и трагичным».
Жизнь угощала меня шоколадом
и шомполами,
Медом и горечью.
Порядочными людьми
и сволочью,
истиной и заблуждением,
и проволочным заграждением!
Даже сейчас, спустя много лет, Виктор Федорович, вспоминая, пожалуй, о самом трагическом эпизоде своей жизни, немногословен: «Оклеветали, арестовали, посадили». И продолжает чисто по-боковски: «Чтобы быть русским писателем и не быть каторжником…»
Личная судьба позволила Бокову написать одно из главных стихотворений, которое определило «биографию» нескольких поколений людей нашей горестной Родины:
Жизнь — ужасная штука,
Если о ней помыслить;
То захотят повесить,
То захотят повысить.
То тебя в генералы,
То тебя в рядовые,
То тебе гонорары,
То тебе чаевые…
Лучше о непредсказуемост
До сих пор в толстом альбоме хранит Виктор Федорович памятные автографы, их — 140. Первый — Бориса Пастернака: «Виктору Бокову, любимцу моему, горячему, живому поэту в непрестанном действии, завидном и счастливом». Своими орденами он не гордится так, как книгами и автографами Пастернака и Платонова, письмами Шолохова.
И даже сейчас, прожив долгую творческую жизнь, став в прямом значении этого слова народным поэтом, считает, что у Пастернака есть чему учиться.
«Все встречи с Пастернаком, а их было немало за годы нашей дружбы, я приравниваю к престольным праздникам, которые я застал в своей родной подмосковной деревне. Увидев меня в окне своей дачи, каждый раз бежал он навстречу».
Он бежал ко мне бывало
-
Здравствуйте! — но это мало, Обнимал и тряс руками:
-
Помните, как мы на Каме…
Да, проходили годы, а Кама, Чистополь, военное лихолетье не забывались, сближали и роднили этих таких разных и по возрасту, и по поэтическому голосу художников. И уже совсем недавно, в 2000 году, в стихотворении, посвященном Борису Пастернаку, Боков вновь воссоздает радостную атмосферу общения с ним.
Бежишь навстречу быстрооко!
Кто нам свиданье запретит?
С восторгом произносишь: — Боков!
Из-под подошвы камешек летит.
Гудишь, бубнишь, блаженствуешь органно,
Распугивая галок и ворон.
Двум вольным птицам невозбранно
Две исповеди слушать с двух сторон.
Мы на террасе. Оба мы в экстазе,
На веслах оба, нам легко грести,
То промелькнет Сибирь в моем рассказе,
То зазвучит твой моцартовский стих.
Уж сумерки, а мы не умолкаем,
Звучит наш обоюдный смех,
Мы снова баржи камские толкаем,
По пояс тонем сами в снег.
Мы вспоминаем Чистополь и пристань,
Мы слышим шелест камских камышей.
Какое счастье, что смогли укрыться
От лживых и несведущих ушей!
Их общение было обоюдно доверительным. Оба могли позволить себе говорить о самом сокровенном, например, о любимом детище Пастернака романе «Доктор Живаго». «А ведь я читал рукопись романа в те времена, — делится воспоминаниями Виктор Федорович, — и долго говорил с Борисом Леонидовичем о впечатлении, разбирал его» (из письма Н. С. Харитоновой 2.08. 1987).
Сохранил Боков в воспоминаниях и день похорон Пастернака. Он был среди тех, кто не побоялся прийти проститься с опальным поэтом. Чувство невообразимой потери, память об этом дне долгие годы не отпускает Виктора Федоровича. Вновь и вновь в мыслях и стихах он возвращается в тот день.
Болит плечо от гроба
Все нынешнее лето.
Не умолкает злоба
В тех, кто травил поэта…
Под стихотворением дата — 1989 год, а такое ощущение, что поэт рассказывает о том, что довелось пережить вчера и все так же «болит от гроба» не только плечо, но и душа.
Виктор Федорович остается верен своему Учителю, его памяти до сих пор. Он — один из немногих, кто в долгие годы замалчивания имени и творчества Пастернака не молчал, уже тогда прекрасно осознавая, что «Пастернак такой же классик, как Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева».
И как же был рад, когда в 80-е годы начало меняться общественное сознание! Виктор Федорович приветствовал и поддерживал идею открытия мемориальной доски на доме, где жил Пастернак в Чистополе, а затем и мемориального музея в нашем городе.
До сих пор свои письма, адресованные в Чистополь, Виктор Федорович заканчивает фразой: «Остаюсь «чистопольцем». Ваш Виктор Боков». А один из последних сборников поэта, «Чистый четверг», открывают стихи с пометкой: «1942 год. Чистополь». Да, многое связывает этого человека с нашим городом, а память, несмотря на его солидный возраст, не подводит. Не изменяет и человеческая чуткость, доброжелательнос
А в 1985 году Виктор Федорович вновь побывал в Чистополе. Встреча с поэтом собрала полный зал клуба часового завода, чистопольцы получили возможность «вживую» увидеть автора любимых песен, услышать его стихи и воспоминания о далеких военных годах. Этот вечер надолго запомнился не только зрителям, но и самому гостю, для которого приезд в наш город стал возвращением в молодость. «А ведь сердце сжималось, когда через 40 с лишним лет ты приехал туда и не нашел дома, где жил, откуда уходил в армию в марте 1942 года. Ничего не осталось. Осталась лишь деревянная лестница в Доме учителя, по которой ты ходил вместе с Борисом Леонидовичем Пастернаком, К. Фединым, Н. Асеевым, Л. Леоновым, М. Исаковским, где читал стихи, разговаривал с коллегами» (из письма Н.С. Харитоновой 2.08.1987). Он говорил о необходимости сохранения памяти о пребывании писателей в годы войны в Чистополе, об уникальности нашего города, ставшего на время «обителью для муз».
Появление в 1987 г. сборника «Чистопольские страницы», в котором воссозданы атмосфера Чистополя военных лет, быт, творческая и общественная деятельность эвакуированных писателей, стало событием и для В. Бокова. Одним из первых он не только познакомился с книгой, но и отозвался о ней: «Нахожусь под огромным впечатлением от «Чистопольских страниц». Большое вам спасибо! Чего стоит одна фраза Б. Пастернака: «По-прежнему меня кормит чистопольский старик Шекспир». Это грандиозно — Пастернак прописал Шекспира в Чистополе! Работа проделана вами подвижническая, уникальная… Это важнейший документ военного времени, показывающий моральную силу нашего общества в военные годы…» (из письма Г. С. Муханову).
Примечательно, что, читая книгу, Боков обращает внимание не на раздел, посвященный ему самому, а отыскивает строки о Пастернаке, приходит в восторг от узнавания так хорошо знакомой ему грустно-ироничной манеры Бориса Леонидовича говорить о себе. О «чистопольском» Шекспире вспоминает в стихах и сам Боков:
Чистополь. Сугробы. Стужа.
Дров не сыщешь, мерзнет муза.
Чья-то частная квартира,
Переводы из Шекспира…
И, несмотря на это, «сердце пело, приветствовало жизнь, верило, творило, звало к общению, к восприятию искусства…»
Жизнерадостный, остроумный, ироничный, прячущий скрытую грусть где-то далеко, на самом донышке души, — таким предстает перед нами В.Ф. Боков, человек, поэт, хранитель памяти.
Летом 2005 г. мне удивительно повезло: я побывала в гостях у Виктора Федоровича.
Оказавшись в Москве, я не могла не воспользоваться возможностью попытаться встретиться с ним, рассказать о краеведческой работе, которая ведется в нашей школе, об открытии Музея книги «Чистопольские страницы», выход в свет которой он так горячо приветствовал в 1987 году.
Набирая номер его телефона, я очень волновалась: ведь звонит совершенно незнакомый ему человек, просит о встрече… . Из моих сбивчивых объяснений он понял главное: я — из Чистополя. Этого для него оказалось достаточно, чтобы я услышала заветное: «Приезжайте».
Последние годы Виктор Федорович постоянно живет на даче в писательском поселке Переделкино, туда я и отправилась вместе с подругой. «Мой дом первый после моста через Сетунь», — напутствовал нас Боков по телефону, и мы легко нашли этот скромный дом, расположенный в глубине старого сада.
Три часа, подаренные нам Виктором Федоровичем, пролетели незаметно. О чем говорили? О войне, Чистополе, Пастернаке, интересных людях, литературе и книгах, даже стихи хором почитали, даже спел Виктор Федорович… Просто не верилось, что мой собеседник годом ранее отпраздновал девяностолетний юбилей, что за его плечами пять лет ГУЛАГа и совсем не простая и легкая жизнь. И в поэзии, и в жизни Боков остается удивительно светлым человеком, с ним легко и просто, «душевно», он обаятельно улыбается и заразительно смеется, его дом гостеприимен, а хозяйка очаровательна. Он по-прежнему продолжает работать: появляются его новые стихи, выходят книги.
Мы перелистываем страницы, рассматриваем фотографии, каждая из которых может послужить началом еще одного увлекательного рассказа Виктора Федоровича. Я с гордостью отмечаю, что в последних книгах есть и чистопольская фотография 1942 года: молодой Боков с караваем хлеба в руках. Чувствуется, что и ему самому она памятна и дорога: недаром его взгляд задерживается на ней, а в разговоре вновь возникает Чистополь. «Я помню и никогда не забывал ваш город, его удивительно добрых людей. Со многими в ту пору я был дружен», — признается Виктор Федорович.
Покидая гостеприимный дом, я увозила с собой не только подаренные писателем книги, но и ощущение чуда, к которому мне посчастливилось прикоснуться.
Побывала я и в селе Язвицы, на родине Бокова. Там накануне его девяностолетия был открыт мемориальный музей в доме, построенном родителями в год его рождения. Село, расположенное в стороне от автотрассы, затерялось среди полей, и мы начали опасаться, что заблудились. Не передать нашей радости, когда на обочине дороги заметили обыкновенную фанерную табличку с надписью, сделанной от руки черной краской: «К Бокову».
И вот мы уже стоим возле скромного деревенского дома. Мое общение с Виктором Федоровичем и его женой Алевтиной Ивановной продолжалось на расстоянии: мы перезванивались, не забывали поздравлять друг друта с праздниками, и каждый раз, бывая в Москве, я обязательно стремилась попасть в Переделкино, навестить дорогих мне людей.
Собеседник рощ
Анна Ахматова назвала Пастернака собеседником рощ. Он таким и был. «Природы праздный соглядатай» — определил себя Фет. Пастернак не был праздным, в природе он был деятельным. Я видел его в саду с лопатой, с засученными рукавами, вдохновенно копающим гряды, славящим языческое плодородье. Он был вписан в Переделкине, как знаменитая древняя церковь, как самаринский пруд, как сосны по дороге на станцию.
Природа Переделкина вся в его стихах. Он был весь распахнут пространству, в его поэтической печи гудела мощная тяга — так дрожат гаражи автобазы. Это его строка, это сам он рвался, как нетерпеливый конь, в просторы. Он был размашист в почерке, в шаге, в поступке.
В канаве билось сто сердец!
Это и дождь, и сам Пастернак, слепок с его натуры, его одержимый импрессионизм.
«Это круто налившийся свист» — определил он поэзию. Это опять-таки про самого себя, ибо было в наливе его поэзии что-то фламандское, плотское, языческое. Его поэтические сопоставления предельно смелы и демократичны:
Как кочегар, на бак
Поднявшись, отдыхает,
Так по ночам табак
В грядах благоухает.
Думаю, что это пришло от длительного, близкого обращения к Шекспиру. В одну из встреч на даче в Переделкине он заметил:
— Неправильно переводили: женщина — ничтожество твое имя. У Шекспира этого нет, вот, глядите. — Он взял томик на английском, нашел нужное место. — Здесь глагол «фраэлти» — ломать. Женщина — вероломство, вот что сказал Шекспир. Ничтожество и вероломство – не одно и то же.
Встречи с ним, а их было немало за годы нашей дружбы, я приравниваю к престольным праздникам, которые застал я в своей родной подмосковной деревне.
Обычно, увидев меня в окно своей дачи, бежал он крупной рысью навстречу, горячо обнимал и сразу включал свой виолончельный голос:
— Говорят, что надо обниматься мирами, а обнимаются руками!
Идем в глубину усадьбы, на дачу, мимо прижавшихся к забору берез.
Волнами шли на меня после похорон воспоминания о большом поэте, которого Маяковский считал гением.
Зимой 1942 года шли мы с Борисом Леонидовичем по городу Чистополю, что над Камой. Закатывалось солнышко по-пушкински ясного морозного дня.
— Посмотрите, какие крыши, — воскликнул Борис Леонидович. — Это же медовые пряники! Отламывай и ешь!
Тут в нем говорил отец, выдающийся художник, которого любил Л.Н. Толстой.
Помню, написал я в Чистополе в самых трудных условиях новогодний рассказ, было в нем больше печатного листа. Решили собраться у К.А. Федина на улице Бутлерова. Рассказ был необычен своими художественными приемами. Охотник стреляет в зайца, не попадает. Заяц говорит ему человечьим голосом: «Промазал!»
Весь рассказ был сказочным, фольклорным по духу. Я читал. Федин и Пастернак слушали.
Первым высказался о рассказе Пастернак:
-
Хорошую вы свечу зажгли к Новому году. Это чем-то роднится с рождественскими рассказами Диккенса.
-
Мне нравится гоголевская чертовщина вашего рассказа, — оценил К.А. Федин.
Потом ужинали втроем. Дора Сергеевна — жена Федина, поставила на стол кушанье, предлагалось угадать, что это за блюдо.
— Кролик!—догадалс
В марте 1942 года я был призван в Чистополе в армию. Ну как было уехать, не простившись с обожаемым маэстро! Захожу на квартиру, где жил Пастернак.
— Его нет, — сказали хозяева, — он ушел на колонку за водой.
Дверь открылась, и на пороге встал Пастернак. В руках он держал две новые оцинкованные бадьи с дымящейся от холода водой.
— Это ваша судьба, — воскликнул Борис Леонидович, — я как знал, что вы придете проститься, всклень налил!
… Говорить с Пастернаком о поэзии и поэтах я любил. Его определения были всегда неожиданны, смелы, правдивы и, что очень важно, образны. Чем можно постигать поэзию, как не образом?
Как-то заговорили с ним о Степане Щипачеве, весьма уважаемом в сталинские времена лирике, широко популярном среди читающей публики.
Пастернак протянул ко мне ладонь и, озорничая взглядом, объяснил:
— Щипачев — это официальное сердечко, бьется на виду у всех!
Смотрел и сам верил, что в ладони лежит «сердечко» Щипачева.
— Разрешили одного лирика на всю эпоху! Не мало ли?!
Помню, приехал с электричкой в Переделкино. Вышел. Смотрю, в толпе перрона — Пастернак. Пошли вместе. Не дорогой, где сосны, а мимо церкви, по тропинке. Дошли до Сетуни. По кладинкам перешли речку. Летнее солнце шло на закат, но еще не спадал зной. Хотелось пить. Пастернак подошел к бетонному колодцу, в котором накапливалась родниковая вода и текла через железную трубу наружу. Пастернак пригоршней стал жадно пить. Он был невероятно красив в эту минуту. Напился, умылся, пошли по полю, что напротив его дачи.
— Хочется написать стихи, — признался он, — где бы выпукло показать физиологию России, ее чумазое, рябоватое лицо!
Где-то там, в глубине его поэтического материнства, уже стучала детскими ножонками новая книга «Когда разгуляется».
В этой книге Пастернак пришел к классической ясности. Когда-то он обещал — «нельзя не впасть, как в ересь, в неслыханную простоту». Он впал в эту великую «ересь». Он, который стоял у гроба Л.Н. Толстого, он, который в удивительной своей повести «Детство Люверс» так своеобразно отреагировал на реализм Л.Н. Толстого и талантливо продолжил его традиции.
Прекрасное стихотворение «Дрозды» заканчивается словами «я тоже с них пример беру».
Не только с дроздов брал пример художник слова Пастернак. Он владел мировой культурой.
Он брал пример с Гете, когда переводил «Фауста»; он брал пример с Шекспира, перевоплощая его на русский язык; он брал пример у Николоза Бараташвили. Он брал пример и набирался смелости (это его слова) у высоких вершин человеческого духа, потому что сам был гений!
Переделкино, 1989 г.
Высота духа
«Ты царь! Иди дорогою свободной» — завещал нам Пушкин. Таким свободным царем поэзии я всегда считал Бориса Пастернака. Он шел в самые мрачные времена сталинщины туда, куда влек его свободный ум художника. Его стояние и сопротивление времени поистине героичны. Мы отмечаем первое столетие со дня рождения Бориса Пастернака, уверен, что будет отмечаться и второе столетие, ибо Пастернак — гений, он уже при жизни стал легендой. Во время похорон Пастернака выдающийся философ Валентин Асмус (я это слышал сам!) сказал: «Пастернак был одним из самых искренних людей нашего времени, он честно спорил со своей эпохой и гордо нес свою судьбу».
В одном из писем к Зинаиде Николаевне — супруге — Пастернак обмолвился: «Я люблю трудную судьбу». Это ли не высота духа и не свойство истинного таланта!
Он был доступен, демократичен, естественен.
Надо было видеть, с каким упоением этот тончайший артист, интеллигент держал лопату и перекапывал землю на даче в Переделкине.
На ногах сапоги, ворот рубахи расстегнут, рукава по-рабочему закатаны, глаза горят вдохновеньем и целесообразность
Судьба подарила мне дружбу с Борисом Леонидовичем. Эта дружба длилась долго, я был в числе тех, кто нес его гроб от дачи до могилы, кто горестно склонял свою голову над великим покойником.
Много, много раз я встречался с ним в Переделкине, в Чистополе на Каме во время эвакуации. Каждый приход к нему был для меня счастьем. Он заряжал меня, опального поэта, перенесшего Сиблаг, энергией терпения и надежды. Автограф на одной из подаренных мне книг начинался словами — «любимцу моему». Когда я прочел это наедине, у меня в глазах потемнело. Я буквально не шел, а бежал с книгой в руке, не садился на скамью, а складывал крылья, чтобы не вставать, а взлетать и нести с собой бесценный дар — книгу великого поэта!
Мне иногда с упреком говорили: «Ты же крестьянин, а любишь Пастернака? Как это понимать?»
А для меня он был самый земной, а для меня он был пахарем и сеятелем в поле литературы и в трудные мои годы, и теперь, когда и сам я седой.
Ходил он быстро и размашисто, эта мгновенность в движениях была и в его стихах. Об этом очень хорошо сказал мне Юрий Олеша: «У Пастернака лестничный синтаксис. По перилам спускается без оглядки».
«Это круто налившийся свист» — одно из определений поэзии самим Пастернаком. Вся поэзия Бориса Леонидовича — крутой налив, всевластная над словом музыка.
Однажды во время нашей беседы о поэзии Пастернак, разгорячившись разговором, выпалил на едином дыхании:
— Когда приходит поэзия, открываются все шлюзы, идет высокий уровень слова, в потоке братаются все слова, самые затертые и самые редкостные, тут не зевай!
Мелодический поток стиха у Пастернака всегда мощный при любой протяженности строки. Едва только вы прочтете «Приходил по ночам», вы уже в плену у музыки, в глубокой сосредоточенност
Глубина дыхания удивительно насыщена. Длинные строки его тоже дышат и увлекают. Органическая, глубокая связь с музыкой обнаруживается сразу: «Февраль, достать чернил и плакать». В этой музыке присутствуют две руки: правая и левая. Это привычка музыканта взять аккорд. Февраль — это левая рука, достать чернил и плакать — правая. Строка сыграна, аккорд взят, звук и возможности музыканта опробованы, можно идти дальше.
Теснота словесного ряда, густота красок, ритмическая нагруженность стиха — вот характерные слагаемые стиля поэта, его лирического могущества. Художник высокого артистизма, живой нерв поэзии, музыкальный орган, работающий рядом с Бахом, пианист-композит
Я хочу обратить внимание на «неслыханную простоту» его словаря, на смелость пользования просторечием:
Город кашляет школой и коксом…
Народ потел, как хлебный квас на леднике…
Как масло, били лошади пространство…
И дождь затяжной, как нужда…
Грудь под поцелуй, как под рукомойник…
Из снега выкатив кадык,
Он берегом речным чернеет.
Падает чайка, как ковшик…
Такое обращение к быту несет в себе радость узнавания своей земли, своих обычаев, дает возможность поэту приподнимать быт до образов высокого значения:
Запахивались вьюги одеялом
С грудными городами на груди.
Города превращаются в младенцев, которые неотрывны от матери-жизни. Быт в поэзии Пастернака всегда освящен духовностью, он никогда не бывает натурализмом, он несет свет:
Ты вся, как мысль, как этот Днепр
В зеленой коже рвов и стежек,
Как жалобная книга недр
Для наших записей расхожих.
Гениальное стихотворение «Рослый стрелок, осторожный охотник» посвящено вечной теме — смерти. Я не знаю равного ему в нашей поэзии. Если бы созвать пир метафор, оно бы занимало первое место. Пастернак написал его, когда ему было 42 года — возраст вполне зрелый для поэта. Сюжетно развернутый ряд метафор этого стихотворения великолепен. Рослый стрелок, осторожный охотник — это смерть, которая охотится за каждым из нас, «высота звонкой разлуки» — это тоже смерть, которая неизбежна. Пересказывать нет смысла, надо прочесть.
Из заветов, оставленных нам, поэтам, Борисом Пастернаком, хочу привести вот этот:
Поэзия, не поступайся ширью,
Храни живую точность: точность тайн.
Не занимайся точками в пунктире
И зерен в мере хлеба не считай!
Это из «Спекторского».
Пастернак никогда не бывает холодным, рассудочным. Его зрение —горячее. Он сам об этом сказал:
Как конский глаз, с подушек жарких, скоса,
Гляжу, страшась бессонницы огромной.
В год лошади отмечаем столетие Бориса Пастернака.
— Из хомута не вылезаю, — как-то он пожаловался мне.
«Литературу делают волы», — записал Жюль Ренар в своем дневнике.
Таким рабочим волом, добрым конем был Борис Пастернак. Все, что он сделал в литературе, остается как золотой фонд творчества и чудотворства.
Переделкино, 1990 г.
Комментарии:
Off