В августе 2014 года исполняется 115 лет с того времени, как Казанскую губернию и город Чистополь посещал Петр Аркадьевич Столыпин, выдающийся государственный деятель дореволюционной России, автор реформ и конструктивных преобразований.
Сын севастопольского героя и родственника М. Ю. Лермонтова Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене. После окончания в 1884 г. физико-математич
В августе 1899 г. П.А. Столыпин посетил Казанскую губернию и в частности город Чистополь, так как его жена Ольга Борисовна (урожденная Нейдгардт, правнучка Александра Суворова) получила в наследство от отца имение Чулпаново в Чистопольском уезде с 4 845 десятинами земли. Петр Аркадьевич решил лично заняться осмотром имения и постановкой дел, для чего и совершил поездку в Чулпаново. В письме к жене он упоминал Чистополь, так как заезжал на местное почтово-телеграф
Письма П.А. Столыпина к жене О.Б. Столыпиной. (08.14)
14 августа 1899 г.
Бесценная Олечка, писал Тебе в Казани, откуда только что выехали, и опять сажусь за письмо, так как завтра приезжаемв Чистополь в 6 часов утра, писать будет некогда и я там это письмо опущу в почтовый ящик. Надеюсь там найти телеграмму от Тебя с хорошими вестями, так как грустно ничего про всех не знать. Проезжая вчера в Работках, мы узнали, что Мима проехал накануне на Борисовку и он будет сердит, что я проехал мимо. В Казани пароход стоял очень долго, мы на конке съездили в город, осматривали старинную церковь, были в Дворянском собрании, спрашивали Сазонова, но он в деревне. Алеша 1 оставил ему от нашего имени приветливую записку. На пристани купил себе за 70 коп. красные татарские туфли. Теперь скоро въезжаем в Каму – пароходик наш отчаянный и набит битком народом. Цинк 2 ждет нас только 19-го, так что мы нагрянем ночью неожиданно. Если не поздно проедем мимо Мамыкова (18 верст от Чулпановки3, где нам в последний раз менять лошадей, то зайдем в Шульцу 4, он нас быть может пригласит и переночевать. Алеша приятный собеседник, много рассказывает про свою жизнь и деятельность. Особенно он рекламирует лесное хозяйство и советует рубить самим. Конечно, с Цинком это невозможно и вопрос в том, чтобы дать ему деятельного помощника, который со временем мог бы его заменить, так как он стар. Пока мы были в Казани, была буря, но теперь опять ясная и теплая погода. Дай Бог поскорее все счастливо закончить и вернуться. Мысленно я с вами в Колноберже и постоянно думаю и о милой, добренькой Матиньке5, и о двух пичушках: Наташе и Елене6, которые наверное без меня пай и не подражают Marthe et Christine*, и о маленькой Олёчке 7 и о херувиме Арочке 8. А надо всем царит мысль о моей ненаглядной, бесценной, о той, которая составляет для меня смысл и красу жизни.
Мне очень грустно быть без известий о вас и, вероятно, еще долго. Зато какая радость свидания и за плечами приятное чувство исполненного долга, если удастся сделать или задумать какую-либо выгодную операцию.
Целую Тебя, добрый, верный друг и ласточка, голубинька моя нежная, ласковая, обожаемая.
РГИА. Ф. 1662. Оп. 1. Д. 228. Л. 8 –9об.
Рукопись. Подлинник. Автограф.
Примечания:
* Марта и Кристина (франц.).
1 Нейгардт Алексей Борисович (1863–1918) – брат О.Б. Столыпиной; гвардейский офицер; действительный статский советник, камергер. С 24 января 1897 г. до 15 апреля 1904 г. нижегородский губернский предводитель дворянства, член Государственного совета, возглавлял в Совете группу правого центра. С 19 марта 1904 г. до 6 января 1906 г. екатеринославски
2 Цинк – управляющий имением в Чулпановке.
3. Чулпановка – родовое имение Нейдгардтов, в Чистопольском уезде Казанской губернии, 4845 десятин. Чулпановка и 10 тыс. дес. были подарены Екатериной II Талызиным, а потом перешли к Нейгардтам. Половину имения О.Б. Столыпина в 1899 г. унаследовала от умершего отца, Б.А. Нейгардта.
4. Шульц Александр Александрович (1885–?) – действительный статский советник, служил в Министерстве земледелия и государственных имуществ, член совета Главного управления землеустройства и земледелия. Владел в Чистопольском уезде при с. Мамыкове землей и лесом.
5. Столыпина Мария Петровна (Матя) (1885–1985) – старшая дочь П.А. Столыпина, фрейлина императрицы Александры Федоровны. Муж – Борис Иванович Бок (1879–1955) – морской офицер, капитан 1-го ранга, морской атташе в Берлине, после выхода в отставку уездный предводитель дворянства в Шавеле. Имела приемную дочь. Умерла в Калифорнии, похоронена на Сербском кладбище Сан-Франциско.
6. Столыпина Елена Петровна (1892–1985) – дочь П.А. Столыпина, в первом браке была замужем за князем Владимиром Алексеевичем Щербатовым (1881–1920), который был убит 15 января 1920 г. в Немирове на Украине, имела двух дочерей. Во втором браке замужем за князем Вадимом Григорьевичем Волконским (1895–1974), имела дочь.
7. Столыпина Ольга Петровна (Олёчек) (1895–1920) – дочь П.А. Столыпина, убита 15 января 1920 г. в Немирове на Украине, похоронена на территории Немировского женского монастыря.
8. Столыпина Александра Петровна (Ара) (1897–1987) – дочь П.А. Столыпина, вышла замуж за графа Льва Кейзерлинга (1884–1940), из прибалтийских немцев; выехала из России, умерла во Франции.
Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина.
17 августа 1899 г.
Вот, дорогой ангел Оличка, первая почта из Чулпановки и я сажусь Тебе писать, чтобы покрыть Тебя поцелуями и сказать, что я люблю свою девочку нежную и что мне тяжело и тоскливо жить без нее. Особенно мне грустно совсем быть без известий из дому. Ведь сегодня ровно неделя, что я уехал, и не знаю даже, здоровы ли Вы? Для меня было просто ударом в Чистополе на телеграфе, когда мне сказали, что на мое имя нет телеграммы. Я просто не хотел верить и перерыл весь телеграф. А я-то думал в Нижнем, что так хорошо придумал телеграфировать Тебе, чтобы получить весточку в Чистополе. Опять, наверное, неаккуратность телеграфа, так как слишком грустно было бы думать, что у нас не-благополучно.
Теперь про себя: я совсем здоров и погода тут прекрасна, так что путешествие идет преблагополучно. Приехали мы в Чулпановку в воскресенье в 9 часов вечера, черные от пыли и перепугали стариков Цинков, которые нас совсем не ждали. Выспались на соломенных тюфяках и на следующий же день начали с Алешею объезд и делим движимости. Очень рад, что приехал Алеша, т. к. приятно иметь дело с толковым человеком, понимаю-щим дело и желающим все сделать справедливо и безобидно для обеих сестер. Мы сходимся во всех вопросах, хотя не мало прихо-дится распутывать. Доходы и все будет совершенно разделено с 1 января, и каждая из вас будет уже получать доходы из своей части. До 1 января все будет делиться пополам, иначе никак не вы-ходит. Алеша уезжает послезавтра, мы с ним заняты круглый день, а после его отъезда я начну серьезный обзор Твоей части и решу вопрос о месте постройки нового хутора и сделаю подробный подсчет всех доходных статей и смету того, сколько Твоя часть может давать дохода – alors je verai clair dans les affaires*. Мне кажется, что доход возможно увеличить, но нужны затраты; что касается леса, то он тут до смешного дешев, так что я не знаю, может ли быть выгодна собственная разработка, что усиленно советует Алеша. Во всяком случае, получим, думаю, когда кончится контракт с Колчуриным, дороже, чем теперь.
Я по дороге сюда не заехал к Шульцу, потому что мы проехали мимо очень поздно и были очень грязны. Думаю, съездить к нему в воскресенье. А в четверг или пятницу я надеюсь выехать. Дай Бог, так как мне тут уже надоело, а после отъезда Алеши еще будет тоскливее. Недоделать же дела не хочется. Может быть завтра почта принесет мне весточку от милой, тогда станет легче. I think that I will bring also from here 5000 roubles. I don’t know yet** наверное сколько.
Мы встаем с Алешой в 6 ч[ас]. утра, пьем чай и уезжаем до трех или четырех, потом едим Щипин сносный обед и до вечера занимаемся разными счетами и расчетами с Алешой, прерываемы разными посещениями. Сегодня были у меня Чулпановские и Кук-линские старики, просили продать им отрезки, я, конечно, ничего продавать не желаю и угостил их водкою. Сейчас прервал письмо и сидел Колчурин – хитрый, старался выведать дальнейшие планы продажи леса. Потом поп. Одним словом, при нашей деревенской жизни трудно что-либо писать интересное. Вчера был в бане отмыться от черной пыли. Одно только новое и интересное, – что я Вас люблю, целую в губки и в глазки и хочу скоро к Вам, на Вашу белую грудку и хочу знать, скучаете ли Вы без меня и как Вы меня любите и как Вы меня не забыли. С Алешою опять напишу, и это письмо, вероятно, придет после того.
Не взять ли мне буфетчика в Москве, Алеша очень советует; он говорит, что у него прекрасный буфетчик из Москвы, не вор и отлично уживется в провинции. Ведь наш sournois*** подает лимон в руке, или суп в умывальнике, не моргнувши.
Что делают мои девочки? Забыла меня моя Аринька? Когда я услышу опять «Папа, иди нам»? Всех их крепко, нежно обнимаю, а Тебя, сокровище мое драгоценное, долго крепко целую, ласкаю, люблю, обожаю.
Твой Петя
РГИА. Ф. 1662. Оп. 1. Д. 228. Л. 11–14 об.
Рукопись. Подлинник. Автограф.
Примечания:
* и тогда я внесу ясность в дела (франц.).
** Я думаю, что привезу отсюда также 5000 рублей. Я еще не знаю… (англ.).
*** притворщик (франц.).
Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина.
Материал подготовила
Комментарии:
Off