Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

28 Ноябрь 2014

Комментарии:

Off
 Ноябрь 28, 2014
 Off

Фото 27 ноября вечер романса 001Мухаммадзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов родился в деревне Сасна Малмыжского уезда Казанской губернии (ныне Балтасинский район РТ). Ранее не была известна точная дата его рождения. Исследователь жизнедеятельности М. Мухаметкамалова Р.У. Амирханов в своих исследованиях называл две даты – 1804 и 1818 г., не подтверждая эти сведения конкретными источниками. Пожалуй, единственным источником на сегодняшний день, куда включены достоверные сведения о татарском религиозном деятеле, в том числе и год его рождения, является «Асар» Ризаэддина бин Фахреддина. Он утверждает, что М. Мухаметкамалов «был имамом и мударрисом при Первой Соборной мечети города Чистополь, умер в 78-летнем возрасте 23 дня месяца зуль-ка да (19 июня) триста десятого (1310/1893) года». Согласно этим данным выясняется, что Мухаметкамалов родился в 1815 году.

Первая Соборная мечеть г. Чистополя

Первая Соборная мечеть г. Чистополя

Он закончил знаменитое Маскаринское медресе (д. Маскара, ныне Кукморский район РТ) и получил должность муллы. 17 сентября 1846 года распоряжением Казанского губернского правления был назначен имам-хатыбом Первой Соборной мечети в Чистополе, в которой прослужил почти полвека. Будучи образованным и глубоко верующим человеком, М. Мухаметкамалов построил на свои собственные средства добротное помещение для медресе в г. Чистополе на улице Канавной (совр. ул. Нариманова), назвав его «Камалия». С 1847 года стал преподавать в нём традиционные предметы своего времени.

Надгробный памятник Мухамметкамалова с памятной надписью на арабском языке.

Надгробный памятник Мухамметкамалова с памятной надписью на арабском языке.

Известно, что медресе «Камалия» и мектебе при нём были построены в разные годы на средства М. Мухаметкамалова и целиком содержались за его же счёт.

Согласно данным, в конце 80-х годов XIX века в «Камалии» обучалось одновременно около 400 шакирдов из Казанской, Уфимской, Самарской и других губерний. Из его стен вышли известные крупные общественные деятели и просветители: выдающийся татарский и башкирский писатель, учёный-востоковед и религиозный деятель Ризаитдин Фахретдинов, журналист, писатель-публицист Г. Гафуров Чыгтай, классик татарской литературы Гаяз Исхаки, деятель революционного движения, журналист и педагог Фарид Туктаров и многие другие.

В 1882 году на средства М. Мухаметкамалова была построена Вторая Соборная мечеть рядом с медресе «Камалия». Его сын Мухаммед-Ибрагим Вагап-Камалов впоследствии продолжил дело отца.

Медресе Камалия

Медресе Камалия

М. Мухаметкамалов активно занимался торговлей и стал купцом второй гильдии. Посвящал много времени торговле, обустраивал усадьбу. Его дом находился вне татарской слободы на улице Архангельской (совр. ул. Ленина, 40). Усадебный комплекс, построенный в конце XIX–начале XX вв., состоял из двухэтажного углового жилого дома и одноэтажного здания торговых лавок. После смерти М. Мухаметкамалова домовладение перешло в собственность его сына Мухаммед-Ибрагима – имама Первой Соборной мечети Чистополя.

Мемориальная доска на могиле М. Мухамметкамалова

Мемориальная доска на могиле М. Мухамметкамалова

За усердную службу правительство наградило М. Мухаметкамалова большой серебряной медалью, но впоследствии он подвергся преследованиям за своё противодействие реакционной политике царизма в области национального образования. Преследуя вполне определённые цели, власти встали на путь грубого вмешательства в дела учебных заведений татар, насильственно открывая при них русские классы, запрещая пользоваться рукописными изданиями на родном языке, заставляя имамов сдавать экзамен на предмет знания русского языка. Это было по тем временам попранием религиозных прав мусульман. М. Мухаметкамалов, действительно, упорно выступал против функционирования при медресе русского класса, который обязаны были посещать его шакирды. Он ясно видел в этом правительственную политику, направленную «на постепенное уничтожение этнической самостоятельности татарского народа». Ему грозила ссылка в одну из северных губерний России. От этой участи его спасла смерть, наступившая 28 мая 1893 года.

Дом, в котором жил М. Мухамметкамалов.

Дом, в котором жил М. Мухамметкамалов.

В некрологах по поводу смерти хазрата писали: «Много найдётся поклонников покойного Ишана… Мулла Мухаммедзакир был человек умный, честный, действовавший всегда по убеждению и искренне и потому достойный уважения. Значение его для мусульманского мира в России было очень велико. Он считался великим знатоком и истолкователем Корана. Поэтому слово или мнение, высказанное им, считалось мнением самого Пророка…».

Ишан Мухаммадзакир Мухаметкамалов, как и многие другие просветители дореволюционной России, в советский период был в забвении, хотя некоторые учёные из числа потомков этого человека старались донести до общественности хотя бы исторические сведения о нем. Место упокоения М. Мухаметкамалова не было утрачено, но, как и все его наследие пребывало в забытии. В середине 90-годов XX века в Чистополь специально для посещения могилы хазрата приехала делегация из Дагестана. Визит почитателей Мухаммадзакира хазрата привлек интерес к его личности и положил начало осмыслению творческого наследия. На средства благотворителей могила имама была благоустроена.

8 июля 2012 года в рамках «Года Корана» в Чистополе состоялись Первые чтения («I Чистави укулары»), посвящённые памяти Мухаммадзакира Мухаметкамалова, которые прошли в мечети «Нур» (бывшая Первая Соборная мечеть г. Чистополя). 17 августа 2013 года в чистопольской мечети «Анас» прошли Вторые Чистопольские чтения. На мероприятиях, прошедших в форме научной конференции, выступили учёные из Казани, исследователи и краеведы Татарстана, а также представители мусульманского духовенства.

В рамках чтений на могиле М. Мухаметкамалова состоялось открытие памятной доски на русском и татарском языках, как необходимой составляющей при надгробном памятнике хазрата, выполненном на арабском языке.

Известный татарский просветитель XIX столетия, воспитавший тысячи мюридов в России, богослов, меценат и педагог, Мухаммадзакир хазрат Мухаметкамалов внёс огромный вклад в духовное становление мусульман не только в республике, но и в России. Его наследие входит в золотой фонд мусульманской мировой культуры.

Исмагилова Р.А. Чистаем / Родной Чистополь (2-я книга): историко-публицистические очерки. — Казань: Идел-Пресс, 2013. – 54 с.

Амирханов Р.У. «Закир ишан Камалов и татарское просвещение». URL: http://tat-business.ru/finlyandskie_tatary13/finlyandskie_tatary16/ (дата обращения: 11.02.2014).

 

 

Научный сотрудник

туристско-информационного отдела

И.А. Сидорова

Comments are closed.