Ирина Мясникова
Старший научный сотрудник
Музея истории города
«И даром говорят, что Память
Не дорожит сама собой…»
А. Твардовский
В рамках масштабной работы по реализации идеи новых музеев и реконструкции уже имеющихся, в городе планируется открыть музей чистопольского купечества, который разместится в одном из бывших купеческих усадеб – доме купца I гильдии А.А. Подуруева (ул. К. Маркса, 8, ныне Музей истории города рядом с Никольским собором). Необходимость появления музея данной тематики продиктована самой историей дореволюционного Чистополя – одного из красивейших уездных городов России, в котором замечательно сохранилась практически первозданная старина, уникальная и неповторимая, старина купеческая.
Как известно, подавляющее большинство чистопольских купцов принадлежали к различным старообрядческим согласиям. Именно из среды староверов вышли родоначальники крупнейших чистопольских династий, имена которых неразрывно связаны с историей русской торговли и предпринимательства: Челышевы, Шашины, Мельниковы, Мясниковы, Вачуговы, Логутовы и многие другие. Это были люди, благодаря которым впоследствии сложился образ «русского хозяина» – воплощения чести и достоинства «великорусского мужика», упорного стяжателя, прижимистого, твердого, настойчивого в труде, смекалистого, ловкого, очень одаренного, с несокрушимой преданностью вере предков.
Одним из самых многочисленных согласий в Чистополе и уезде было рябиновое согласие (или «по чесну Кресту», как они сами себя именовали) – явление самобытное и практически неизученное. Кроме города Чистополя, общины рябиновцев были зарегистрированы в деревнях Мельничный Починок Лаишевского уезда (ныне Рыбно-Слободский район), Малый Толкиш и Шереметьевка (последняя ныне в составе Нижнекамского района), имели распространение в селе Елантово (ныне Нижнекамский район), Кубассы, Чистопольские Выселки, Старое Иванаево.
В фондах Чистопольского музея-заповедника хранятся некоторые предметы наследия старообрядческой культуры, переданные в разное время дарителями. Вообще, в качестве неотъемлемой составляющей историко-культурной среды нельзя не признать коренное местное население. Роль простых чистопольцев в участии в воссоздании и воспроизводстве культурных ценностей территории огромна. Из небольшого вещественного ряда можно назвать такие уникальные образцы, представленные в экспозиции музея истории города, как святыня рябиновцев – восьмиконечный крест, высеченный из рябины и вставленный на деревянную основу; два комплекта русских сарафанов (косоклинный и более поздний круглый), аналоги которых сохраняются и сегодня в старообрядческой среде. Известно, что сарафаны переданы в музей в 1998 г. чистополкой Риммой Усмановной Мухиной, проживавшей в то время по ул. Л. Толстого. Кому принадлежали вещи, когда и кем изготовлены, где применялись – эти вопросы остаются открытыми. Поэтому убедительно просим откликнуться Римму Усмановну, а также других потомков людей долга и чести, именами которых славилось Отечество наше, кто может и готов поделиться с этой стороной быта и бытия своих предков.
Да, сегодня, за давностью лет, «когда иных уже нет, а те далече», реконструкция привычного хода жизни далеких предков, выраженного в повседневных делах, больших и не очень, укладе жизни и быта, мировоззрении и мировосприятии, кажется делом достаточно сложным. Но вопреки безжалостно уходящему времени, всегда остается главное, хранящее в себе живые голоса свидетелей-очевидцев – Предание. И это – не менее ценный документ, а возможно, и более. Ведь живые люди знали и знают то, о чем молчат учебники и официальные бумаги. Радости и печали, бытовые мелочи, отношение к идеологии, власти, личные впечатления – именно из «истории повседневности» и создается общая картина, которая без этих историй была бы неполной. Предание есть то, что не мертвеет по прошествии времени, не уходит в небытие, а передается. Мы помним рассказы своих дедов, а они – помнили своих и поведали нам. В каждой семье есть такие были и легенды.
Сохраним ли мы наше общее Предание? Будет ли жива Память о «цветущем уездном городе Прикамья, лучшем по постройкам в Казанской губернии»? Это зависит от нас с вами, дорогие чистопольцы! Мы готовы выслушать ваши истории и принять в дар предметы старины, которые займут достойное место в деятельности музея-заповедника. Телефон музея: 5–11–07.
Иллюстрации:
-
Сарафан косоклинный. ХIХ в.
-
Молельня староверов-рябиновцев по ул. Октябрьская, 79 (снесена). Рисунок Федаиса Исхакова.
-
Святыня староверов согласия по Кресту – рябиновый крест.
Комментарии:
Off