Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

26 Апрель 2020

Комментарии:

Off
 Апрель 26, 2020
 Off
Категория: Новости

Сто тридцать четыре года назад в деревне Кушлавыч Казанского уезда на свет появился ребенок, которому предназначено было стать поэтом. Именно предназначено, потому что этому не смогли помешать ни тяжелое сиротское детство, ни короткая жизнь.

26 апреля 1886 года – день рождения классика татарской литературы, поэта, общественного деятеля Габдуллы Тукая.

Габдулла Тукай считается одним из основоположников татарского языка.

За свои неполные 27 лет жизни он смог не только перевернуть представление о татарской литературе, но и внести вклад в просвещение своих соотечественников.

bde072fa5b8229166aaf3a09119f48c5_L

Он стал автором многочисленных переводов на татарский язык произведений русских и зарубежных классиков, стоял у истоков татарских периодических газет и журналов, стал одним из первых поэтов-мусульман, кто включил в свои произведения иллюстрации. Из-под его пера вышли учебные пособия, которые до сих пор являются настольными для преподавателей и исследователей.

«Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты после его раннего ухода из жизни.

Все вышеперечисленные его заслуги кажутся тем более удивительными, если принять во внимание его не очень-то счастливую судьбу. Рано оставшемуся сиротой мальчику пришлось пожить в разных семьях, где испытал он и голод, и истощение, и неприязненное отношение к себе.

Всю жизнь у Тукая не было своего угла, он скитался по чужим домам. Медресе он не окончил, но много времени посвятил самообразованию. Вероятно, подорванное с детства здоровье не могло противостоять развитию чахотки, и без того бывшей в то время неизлечимой болезнью. Тукай не дожил до 27-летия меньше двух недель.

Да и личную его жизнь вряд ли можно считать удачной. Хотя молодой поэт пользовался большой популярностью у представительниц прекрасного пола, — девушки приходили к нему домой и в редакцию газеты «Эль-Ислах» с букетами цветов, — он не создал семьи, не оставил потомков. Женщин он сторонился и избегал.

Тукай стеснялся своей внешности: щуплый и маленький, с бельмом на левом глазу — такой не может понравиться. Его биографы пишут о некой «психологической или физической преграде». Какая это была преграда — неизвестно.

И все же поэту полагается муза, и муза у него была: Зайтуна Мавлютова, одна из тех поклонниц, что искали «случайных встреч» с поэтом. Родилась она в Чистополе в купеческом доме. В 14 лет вместе с матерью и старшей сестрой на некоторое время переехала в Казань, «чтобы жить вместе с братьями».

Друг поэта Галимжан Шараф так описал ее: «Среднего роста, чернобровая, востроглазая, с правильными чертами лица, с какой-то притягательной силой во взгляде, со звонким и красивым голосом». Зайтуна получила хорошее воспитание, отличалась начитанностью и имела широкий круг интересов. Было что-то европейское в поведении и суждениях девушки. Тукай пленился ею.

Его муза была именно музой, и ничем большим: встреч в их жизни было всего пять, все они были мимолетными. И каждый раз он был закрыт и сдержан. Коротко познакомились в редакции газеты, в другой раз он, сняв кепку, поприветствовал ее из трамвая.

Были еще две недолгих беседы, одна в редакции, другая на литературном вечере. Пятая встреча была прощанием перед ее отъездом в Чистополь. Тукай даже не пришел на пристань проводить ее, хотя и обещал это. Вряд ли все это можно считать романом, пусть даже и платоническим.

67_full

Фатих Амирхан писал: «Как сейчас помню, я высказал ему, что не понимаю, по какой причине он избегает любимой девушки, и считаю это неестественным. Он помолчал немного, а потом показал на свой глаз: «Печать проклятья». И тут я почувствовал в его голосе трагическую безнадежность».  Было ли это действительной причиной? Главной причиной? Единственной причиной?

Но трепетное чувство у поэта к Зайтуне несомненно было. Не сумев или не смея объясниться с девушкой в жизни, он признавался в своей любви к ней в стихах:

 «Я горячо влюблен, но как-то бестолково:

Я милой сторонюсь, как чудища лесного.

При встрече не смотрю, ее не вижу будто,

Не выдаю себя, хотя на сердце смута.

Подписывая стих, чужое ставлю имя,

Боюсь: она поймет, что ею одержим я.

Она заговорит – я холодно отвечу,

Хоть втайне я горю, едва ее замечу.

Я слышал, что она уехала отсюда.

И что ж? К ней от меня помчалась писем груда?

Какое там! Чудак, я рад, забыл тревогу.

«Исчезла, не узнав», – твержу, и слава богу!»

 

Через пять лет после последней их встречи, когда Тукай умирал от болезни легких в больнице, Зайтуна приехала к нему. Но он просил не пускать ее в палату, не хотел, чтобы она видела его жалким и слабым…

Пять встреч с Тукаем Мавлютова описала в воспоминаниях о поэте, благодаря чему мы можем теперь знать о его единственной любви. Когда в Чистополе был со своей труппой Габдулла Кариев, один из основоположников татарского театра, друг Тукая, она выпросила у него фотоснимок 1908 года с автографом поэта на обороте «На память Кариеву». Сегодня эти рукописи и снимок хранятся в казанском музее Габдуллы Тукая.

Сын и внучка Зайтуны тоже стали поэтами. Сын удостоен премии имени Тукая.

А Габдулла Тукай оставил после себя около 150 стихотворений и поэм для детей, а также завещание — воспитывать в среднем и высшем учебном заведении двух способных мальчиков на оставленные им для этой цели средства.

Comments are closed.