Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

25 Май 2020

Комментарии:

Off
 Май 25, 2020
 Off

Мария Сергеевна Тверякова, уроженка города Чистополя, с 1939-1944 гг. председатель Чистопольского городского совета депутатов трудящихся. В 1944-1947 гг. исполняла обязанности заместителя министра торговли СССР.

Тверякова М. С.

В жизни Марии Сергеевны Тверяковой Чистополь занимает огромное, можно сказать, исключительное место. Здесь она родилась в 1913 году, здесь родились и жили ее родители. Детство Марии Сергеевны не было легким. Чего стоил один 1921 голодный год, когда вся семья переболела тифом, а родители были вынуждены обменять все более-менее ценные вещи на муку и хлеб. Были и походы на каток, который заливали зимой в Скарятинском саду и посещение церкви с родителями на Пасху. В 1925 году, когда Мария окончила начальную школу, родители решили, что девочке пора приобретать какую-то профессию и отдали ее учиться в Чистопольскую игольно-швейную школу, которую она окончила в 1929 году, получив квалификацию мастера швейного дела. Из Чистополя она 15 — летней девочкой со своей сестрой Ниной уехала в Казань учиться. С 1939-1944 годы являлась председателем чистопольского горсовета депутатов трудящихся. На тот момент ей было 26 лет. В Чистополе многие ее знали и помнили с детства и обращались к ней просто по имени – Машенька.

В 1941 году грянула война. В Чистополь из Москвы и Санкт- Петербурга были эвакуированы деятели литературы и искусства. Более 200 писателей и членов их семей нашли свое пристанище в маленьком городке на Каме. Вся тяжесть по организации работы с эвакуированными легла на городской совет и на его председателя Марию Сергеевну. Задача была не просто разместить «золотой фонд» нашей культуры, но и создать хорошую обстановку для работы и творчества. В самые трудные годы военного лихолетья в полной мере проявился ее организаторский талант, глубокий патриотизм и высокое чувство долга. К каждому следовало подойти индивидуально. Вот что вспоминает об этих днях Лидия Чуковская, тоже эвакуированная в Чистополь: «Совет эвакуированных выдавал всем приезжим справку со штампом Союза писателей. Выдали справку и мне. Ищи себе комнату и отправляйся в Горсовет, к Тверяковой. Та в свои приемные часы всегда на месте. Она была доброжелательная и толковая женщина. Расспрашивала у кого дети, какого возраста, прикидывала, какой семье, в какой избе будет удобнее, где какие хозяева, где хозяин пьет, где хозяйка сварливая, у кого корова, у кого козы. Когда приезжий находил себе комнату, она незамедлительно ставила штамп. Писательских фамилий она, безусловно, не слыхала никогда ни единой».

«Она объезжала город, выезжала по делам зимой в легких санках, а летом в пролетке, запряженной лошадкой, которой чаще всего правила сама. Для всех находила минуту внимания, всем помогала по мере возможности», — вспоминала дочь известного переводчика М. А. Шамбадала Изабелла Михайловна.

Эвакуированные писатели обращались к Марии Сергеевне по самым разным бытовым вопросам, и все она старалась решить, хотя часто это было нелегко.

Н. Г. Виноградов-Мамонт, драматург, писатель, режиссер, тоже бывший в эвакуации в Чистополе в 1941-1942 гг., вел подробный дневник, являющийся своеобразной хроникой «быта и бытия» писателей. Этот дневник дает некоторое, хотя и весьма неполное представление о буднях председателя горсовета: « Зайдя в горсовет, узнал, что председатель горсовета М. С. Тверякова предоставляет нам комнату по ул. Октябрьская 54. Приходим — комната в 4 метра! Но изолированная. Хозяева понравились… Тверякова дала мне лошадь, и мы перебрались из гостиницы на новое логово…».

Нина Федина, дочь известного советского писателя Константина Федина, в 1984 году писала: «Доброе слово хочется сказать о председателе горисполкома. Чутком и отзывчивом человеке, много сделавшем для облегчения быта писателей и их семей».

В 1943 году, вернувшись из эвакуации, Константин Федин пишет Марии Сергеевне: «… я сижу за своим письменным столом, у себя дома, под электрической лампой, за корректурой книги, которая написана у Вас в Чистополе, и кажется, что уже преодолены все трудности и что все хорошо. Как только эта книга выйдет, не премину послать ее Вам, как памятку о «делах и днях» русской литературы в далеком Чистополе, в трудные годы…».

Дружеские, товарищеские отношения связывали Марию Сергеевну с писателями и после их отъезда из города на Каме. Действие пьесы Л. Леонова «Золотая карета», главная героиня которой председатель горсовета М. С. Тверякова, происходит в маленьком городке в годы войны. Услышав в 1957 году радиопостановку из Москвы, М. С. Тверякова написала автору письмо. Он прислал ей ответ: «Дорогая Мария Сергеевна, рад был получить письмо от вас и узнать, что пьеса моя… понравилась вам». Она вспоминала, что Л. М. Леонов часто приходил к ней в кабинет со словами: «Мария Сергеевна! Разрешите, я у вас тут посижу в уголочке. Я не помешаю. А вы работайте, не обращайте внимания».

Вместе с процитированным письмом Л. М. Леонов прислал Марии Сергеевне и издание пьесы «Золотая карета» с дарственной надписью.

В 1949-1951 годы она жила вместе с мужем в Нарофоминске, работала в Министерстве СССР. В 1953 году вернулась в Казань, где была директором учебного комбината ЦСУ СССР.

За большие заслуги в деле развития экономики республики она была удостоена ордена «Знак Почета», медали «За доблестный труд в ВОВ». В 1975 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник торговли РСФСР».

Окидывая взором жизненный путь, который прошла М. С. Тверякова, видишь, что вся ее жизнь была отдана работе, причем работе сложной, тяжелой, которая под силу не всякому мужчине. И вместе с тем, она всегда оставалась красивой и обаятельной женщиной, добрым и отзывчивым человеком, самой любящей и заботливой матерью. И, конечно, где бы она ни работала, в каких бы городах ни жила, Мария Сергеевна всегда с большой теплотой вспоминала Чистополь и чистопольцев.

 

 

Чистопольский государственный музей-заповедник.

Comments are closed.