И снова цветущий май… Приближается знаменательный день, 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В этот день повсюду звучат песни военных лет. Песни о Родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде, поднимавшие людей на подвиг. Они стали оружием фронта и тыла, помогли выжить, выстоять и победить. Песни военных лет продолжают поддерживать историческую память и не дают забыть о Великом подвиге нашего народа.
Исполнилось 105 лет со дня рождения Евгения Ароновича Долматовского, поэта, чьи стихи, положенные на музыку, стали народными песнями для нескольких поколений людей. Его стихотворения «Моя любимая» и «Любимый город», написанные еще до Великой Отечественной войны, были одними из самых любимых на фронте.
Евгений Долматовский родился 5 мая 1915 года в Москве, в семье адвоката, члена коллегии защитников, доцента Московского юридического института Арона Моисеевича. Мать — сотрудник Ленинской библиотеки.
С 1939 г. по 1945 г. Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях РККА, участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию, в финской кампании. С началом Великой Отечественной войны находился на Юго-Западном фронте, служил специальным корреспондентом в воинской части газеты «Красная Армия» в составе Донского фронта.
В августе 1941 года попал в Уманское окружение, получил два тяжелых ранения и был взят в плен, из которого бежал снова на фронт. Все эти события поэт отразил в своих воспоминаниях «Было. Записки поэта» (1973-1988), книге «Зеленая брама» (1981-1982).
Вернувшись на фронт после плена, Евгений Долматовский написал много стихотворений. Особенно популярными стали стихотворения «Ты ждешь, Лизавета» и «Случайный вальс», очень любимые народом.
В апреле 1942 года Долматовский приезжал в Чистополь навестить свою семью, находившуюся здесь в эвакуации. Визит поэта для его жены и дочери был неожиданным и радостным, так как до этого его семья получила горестное известие о том, что он пропал без вести. По чистопольским впечатлениям создано стихотворение «О твоей семье».
Из записей Евгения Долматовского: «Чистополь был тогда невелик, и неудивительно, что в день приезда я встретился на улице с Фединым, Пастернаком, Исаковским. В то время и в тех условиях по-особому складывались отношения между людьми. Едва знакомые прежде, мы оказались сближенными войной, нам необходимо было встречаться. Я получил приглашение на чаек и постучался вечером к Исаковскому. Оказалось, у него уже за столом сидит гость – Пастернак. На тарелке перед ними лежали медовые соты. Исаковский пошутил, что соты на базаре купил, исключительно, чтобы ускорить приобретение пасечником самолета или танка для фронта».
В мае 1942 года поэт вернулся на фронт. Весной 1944 года советские войска вышли к государственной границе СССР и вскоре стали с кровопролитными боями продвигаться к Берлину. Эти события не замедлили отразиться в песнях. И в репертуаре Евгения Долматовского, дошедшего до Берлина, есть такая песня.
«Дорога на Берлин» — история этой песни началась в ноябре 1943 года в белорусском Гомеле, который только что освободили советские войска. Под впечатлением от победы поэт Евгений Долматовский набросал несколько незатейливых строк под названием «Улицы-дороги»:
С боем взяли мы Орёл,
Город весь прошли,
Улицы последней
Название прочли:
Брянская улица на запад ведёт,
Значит – в Брянск дорога,
Значит – в Брянск дорога.
Вперёд!
«Дальше ничего не было сочинено, – пишет Долматовский, – только в намеченную схему вставлялась строка: во вторую строфу – о вступлении в Брянск, в третью – о Гомеле. Песня кончалась строфой про Минскую улицу, про то, что нам предстоит дорога на Минск…» Стихи были опубликованы во фронтовой газете «Красная Армия». Песню «Улицы-дороги» солдаты «взяли на вооружение» и запели в дивизиях и полках, причём на разные мотивы, которые сами подбирали армейские запевалы.
Долматовский отправил стихи композитору Фрадкину в Москву. Ответа от композитора сразу не последовало. И вдруг через год, уже в конце войны, поэт услышал по радио голос Утёсова, исполнявшего песню вроде бы его, но не совсем. У песни каким-то удивительным образом появилось продолжение. Она звала уже не на Минск, а на Берлин!
Как оказалось, Фрадкин, написав к стихам музыку, предложил песню Утесову, в исполнении которого, с добавлением новых городов и названий их улиц, по мере их освобождения, она и звучала с поправками по радио до самой Победы, до взятия нашими войсками Берлина. Песня привела к Победе и стала называться «Дорога на Берлин».
Комментарии:
Off