Эта история с неожиданным продолжением началась прошлым летом с приезда в Чистополь потомка купеческого рода Вачуговых. Дружба между Владимиром Вачуговым и Музеем истории города долгое время была заочной, по переписке. Программа пребывания гостя у нас была намечена заранее, поэтому, чтобы не терять времени, после записи интервью мы сразу отправились в Музей Бориса Пастернака навестить старшего научного сотрудника – Рафаила Хамитовича Хисамова и разузнать где находился дом семьи Вачуговых.
Р.Х. Хисамов застал многих старожилов города – последних свидетелей той эпохи и событий. Некоторым из них на время сбора материала было уже по 80–90 лет. Слушать его рассказы хотелось бесконечно, но рабочее время подходило к концу, а нам пора было отправляться в следующую точку нашего маршрута – городское старое православное кладбище.
На второй день наш путь лежал к месту бывшей семейной усадьбы. Как оказалось, недвижимости у купеческого рода было предостаточно. Семейные особняки и доходные дома Вачуговых располагались по всему городу. Тот, что интересовал нас, располагался когда-то в непосредственной близости от кожевенного завода, по ул. Л. Толстого, и был снесен в 1990-е гг. (на фото) От Рафаила Хамитовича мы узнали, что при сносе дома в основании печи рабочими был обнаружен клад столового серебра и кухонной утвари. Но, как часто бывает в таких случаях, судьба находки осталась неизвестна. На месте семейной усадьбы теперь – основательно заросший пустырь с грудой кирпичей в центре. Сделав несколько фотографий для семейного архива, Владимир Вачугов взял на память небольшой камешек с фундамента дома прадеда как напоминание о родных сердцу местах.
Далее наш путь лежал к «обувнушке». До революции старообрядческой династии Вачуговых принадлежали два довольно крупных кожевенных производства. Сегодня их семейные владения известны чистопольцам как бывшая обувная фабрика «Труд» по ул. Корнилова. Владельцем одного из заводов являлся прадед Владимира Владимировича – мещанин Януарий Федорович Вачугов. Кстати, прямо за фабрикой имеется чудесный родник, где мы запаслись чистой водой. Кожевенные производства издревле располагались поблизости от источников с проточной водой, так как процесс выделки кожья включал множество операций, для которых требовалось большое количество воды: отмачивание, промывки, дубление в бочках, покраска.
Итогом нашего совместного исследования стала публикация «Владимир Вачугов: Чистополь – моя возможность прикоснуться к прошлому» в газете «Чистопольские известия» № 30. 3 августа 2019 г.
Но кто бы мог подумать, что эта семейная история получит свое продолжение! Через несколько месяцев на электронную почту музея пришло письмо от жителя Москвы Георгия Вадимовича Ремаева, который был крайне удивлен тем, что упоминаемые в рассказе события и люди имеют непосредственное отношение к его семье. Хотя, несмотря на факты, сначала Георгий Ремаев посчитал это каким-то невероятным совпадением! После переписки и сравнения царапин на семейных фотографиях был сделан однозначный вывод: Владимир Вачугов – это внук Ольги Ивановны, двоюродной сестры его бабушки Елизаветы, а Георгию Вадимовичу он приходится четвероюродным братом. Родственника он никогда не видел, но знал, что родители Владимира приезжали к ним в Горький (ныне Нижний Новгород), а Ольга Ивановна даже гостила часто и подолгу. Последняя встреча с ней состоялась в Казани в 1980 году.
Родство четвероюродных братьев В. Вачугова и Г. Ремаева идет по женской линии. Их прабабушки – Ольга и Анна – были родными сестрами. Родителями сестер значились чистопольские мещане Игнатий Федорович и Анисья Сидоровна Логутовы.
Стоит отметить, что Логутовы – одна из самых крупных и влиятельных старообрядческих династий Чистополя. С момента основания города и до Октябрьской революции ее представители играли ключевые роли в экономике города и различных структурах власти, занимали важные посты и должности. Считается, что их предки относились к категории пахотных солдат и переселились на левобережье Камы в период с конца XVII–начала XVIII веков из Лаишевской округи: сел Мельничный Починок и Троицкий Урай. Первыми из известных родоначальников огромного клана были крестьяне села Чистое Поле Иван (≈1699–1.03.1763) и Яков (≈1706–1790) Логутовы. Степень их родства за давностью лет нам неизвестна, но с большой долей вероятности можно полагать, что они были близкими родственниками. От двух ветвей «братьев» разрослось многочисленное семейство Логутовых, разбросанное волею судеб по всему белому свету.
Помощь Георгия Ремаева в восстановлении семейной родословной В. Вачугова по женской линии оказалась просто бесценной! Благодаря совместному исследованию удалось заполнить множество белых пятен и по-новому посмотреть на семейный архив. Неизвестные родственники со старинных фотографий теперь обрели потерянные имена и свое «законное» место на общем древе рода. Так, например, было выяснено имя прабабушки Владимира – ее звали Анна Игнатьевна Логутова. В ходе нашего поиска выяснилось, что у Игнатия Федоровича и Анисьи Сидоровны было четверо детей: сын Федор и дочери Ольга, Вера и Анна.
Федор Игнатьевич Логутов состоял в браке с чистопольской мещанкой Евфалией Петровной Панковой. Семья проживала в Казани на Армянской (ныне Спартаковской) улице (дом Давыдова). В 1914 году в возрасте сорока четырех лет он умер от тяжелой болезни, а ровно через год от продолжительной болезни скончался их семнадцатилетний сын Константин. Отец и сын были погребены на дальнем Архангельском кладбище Казани. Младших детей Федора и Евфалии Логутовых звали Николай и Зинаида. Дочь Зинаиды – Татьяна Васильевна с сыном Павлом живет в Москве. Она кандидат наук, давно на пенсии. Дочь Николая Федоровича – Ирина Николаевна умерла несколько месяцев назад.
Анна Игнатьевна Логутова (прабабушка В. Вачугова) была замужем за чистопольским мещанином Иваном Варфоломеевичем Мокеевым. После ее ранней смерти четверых детей на воспитание взяла родная сестра – Вера ИгнатьевнаЛогутова. Обладая добрым и мягким характером, она окружила племянников теплотой и вниманием. Дочь Анны – Ольга Ивановна Мокеева (бабушка В. Вачугова) и ее братья выросли в Казани, в ее доме. Двое из них получили творческие профессии: один обучился игре на скрипке у старика еврея во дворе и стал скрипачом. Второй стал художником, оформлял афиши к спектаклям в Качаловском театре. В годы Великой Отечественной войны он пропал без вести на фронте. Третий брат работал на Урале на оборонном предприятии.
Ольгу Ивановну выдали замуж за чистопольского мещанина Алексея Януарьевича Вачугова. Она вспоминала, что в дом тети Веры приехал отец будущего мужа – Януарий Федорович и просто забрал ее с собой в Чистополь. Позже сыграли свадьбу в лучших купеческих традициях: с катанием на тройках и богатыми столами.
После революции Ольге Ивановне с семьей пришлось бросить все и уехать к родственникам в Казань. Им выделили пару комнат в большой коммунальной квартире в родном для нее доме Веры Игнатьевны Логутовой. Жизнь в Казани была тяжелой, возникали перебои с продуктами. По ее рассказам, репрессивные меры советской власти обошли свекра стороной. Он был из среды «сочувствующих» новой власти и к переменам относился с одобрением. Умер Януарий Федорович Вачугов в Казани на своем добротном сундуке-кровати. А вот Алексея Януарьевича арестовали после возвращения с гражданской войны. За мужа Ольга Ивановна боролась всеми силами, в том числе отправила заверенные копии его красноармейской книжки в приемную Михаила Ивановича Калинина. И его вернули из мест заключения.
Внук Ольги Ивановны – Владимир Владимирович Вачугов живет в Чебоксарах. Он стал близким другом музея и нашим соратником. Его семейная история и уникальный архив стали поводом для новых открытий в деле изучения чистопольских купеческих династий.
Ольга Игнатьевна Логутова (прабабушка Г. Ремаева) была замужем за казанским мещанином Павлом Александровичем Мельниковым – каретных дел мастером. Семейное предание гласит, что его мастерская имела почётное звание поставщика Двора Его Императорского Величества. Кареты и экипажи, изготовленные П. Мельниковым, шли на экспорт в Персию. В семье Мельниковых было четверо детей, но, к сожалению, все мальчики рано умерли: Александр и Дмитрий – в младенчестве, Игнатий – в двадцать два года. Единственная дочь Ольги Игнатьевны – Елизавета Павловна (бабушка Г. Ремаева) с отличием окончила Высшие женские курсы в Казани. За усердие в учебе ее наградили золотой медалью. Свою награду Елизавета Павловна сдала в ломбард в 1960-е гг., чтобы у любимого внука была возможность научиться играть на пианино. Она прожила долгую и интересную жизнь, до революции бывала в Берлине. Ее мама – Ольга Игнатьевна, как и ее сестры, была прекрасно образована (до недавнего времени в семье хранились ее живописные работы) и привила чувство вкуса своей дочери. Летом большая семья Мельниковых (включая родственников мужа) часто гостила в Чистополе. Для того чтобы разместить всех, снимали большую дачу на берегу Камы. Проводили много времени на свежем воздухе: устраивали совместные выезды на пикники, походы за грибами и ягодами.
Своему внуку Юре (Г. Ремаеву) Елизавета Павловна оставила свой жизненный наказ: «Помни! Только когда наша жизнь полезна другим людям, можно назвать ее достойной именижизни человека».
Мы благодарны Георгию Вадимовичу Ремаеву за отклик, помощь в исследовательской работе и предоставление материалов из семейного собрания.
… У многих из нас бережно хранятся семейные реликвии. И кто знает, какие тайны они скрывают и о чем молчат. Загляните в семейный альбом!
Гаврилова Юлия Павловна,
научный сотрудник Музея истории города
В статье использованы фотографии из семейных собраний В.В. Вачугова, Г.В. Ремаева.
-
Дом мещанина Януария Федоровича Вачугова. Чистополь. Начало XX века.
-
Семья Мельниковых на даче. Чистополь. Начало XX в.
-
Семья Ивана Варфоломеевича и Анны Игнатьевны Мокеевых. Казань. Начало XX века.
-
Семья Игнатия Федоровича и Анисьи Сидоровны Логутовых. Фотоколлаж. 2-я половина XIX века.
-
Дети Януария Федоровича Вачугова – Гликерия и Алексей. Начало XX века.
Комментарии:
Off