Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

«Много на Волге судов-героев…»

4 Февраль 2021

Комментарии:

Off
 Февраль 4, 2021
 Off
Категория: Новости

«Много на Волге судов-героев…»

К 78-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)

Теплоход Татария

Теплоход Татария

В одном из своих рассказов о Великой Отечественной войне «Волга, Волга» Сергей Алексеев писал: «Еще 23 августа 1942 года фашистам удалось прорваться к Волге… Прижали фашистские войска советских воинов к реке. С севера не подойдешь, с юга не подойдешь. Одна открытая сторона – волжский берег. По Волге и снабжались всем необходимым защитники Сталинграда. Оружие и пополнение, боеприпасы и продовольствие – всё это шло в Сталинград с левого заволжского берега сюда, на правый. И ещё одно. С правого берега на левый перевозили раненых… Много на Волге судов-героев. Пароходы «Емельян Пугачев», «Генерал Панфилов», «Спартаковец», «Ласточка», бронекатер №61, катер «Ерик», баркас «Абхазец», баржа «Связист». Это не всё. Это всего лишь немногие…».

Героические рейсы по Волге совершали и камские речники. Выполняя директиву Транспортного комитета Государственного Комитета Обороны, они переправляли военные грузы, перевозили бойцов, эвакуировали раненых и гражданское население из прифронтовой полосы в тыл страны.

Четыре судна Камского речного пароходства стали жертвами бомбардировок и минных взрывов. Пароходы «А. Невский» и «Нижволгострой» сгорели при налете вражеской авиации, подвергся авианалёту и пароход «Совнарком», часть экипажа которого погибла. Чистопольский грузовой теплоход «Татария» подорвался на мине и затонул 4 августа 1942 года. В тот роковой рейс оборвались жизни более 1500 военнослужащих, находившихся на борту «Татарии». Из 41 члена экипажа погибли 17, в том числе женщины и дети.

Огненный рейс совершил экипаж грузового теплохода «Таджикия», перевозившего из Астрахани в Горький большую партию хлопка. Вечером 23 августа «Таджикия» подходила к Сталинграду. Снаряд вражеского танка, стоявшего на берегу, попал в судно и хлопок загорелся, начался пожар. Благодаря мужеству экипажа, удалось ликвидировать огонь и прорваться из обстрела. Теплоход добрался до Горького. Там выгрузили хлопок и судно отправилось на ремонт в Чистополь.

Доблестью отличились экипажи пароходов «Советская Конституция», «Большевик», «Уральский рабочий» и других судов, переоборудованных в плавучие госпитали. Фашистские самолеты сбрасывали бомбы и обрушивали пулеметный огонь даже на эти суда, имевшие опознавательный знак – Красный Крест.

Наша землячка Антонина Яковлевна Кокорина, которая в годы войны являлась третьим штурманом парохода «Ленинград», переоборудованного в санитарно-транспортное судно №53, вспоминала: «Суда бомбили, они тонули, гибли люди… Фашисты обстреливали и нас…». На ее глазах разбомбили пароход «Нижволгострой». Она рассказывала: «Взрыв тогда был страшный, после которого никто не смог спастись, прямо по Волге плыли останки человеческих тел».

Камские речники, ценой своей жизни, являясь примером героизма и твердой решимости, внесли особый вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне.

 

Comments are closed.