Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

Купцы Остолоповские – династия православных благотворителей уездного города Чистополя

24 Август 2021

Комментарии:

0
 Август 24, 2021
 0

Посвящается ныне живущему потомку славного рода – Сергею Григорьевичу Остолоповскому

Как известно, основой благосостояния уездного Чистополя середины XIX – начала XX вв. была хлебная торговля. Купеческие династии, которые оставили заметный след в формировании архитектурного облика города так или иначе в большинстве своем являлись крупными хлеботорговцами и зернопромышленниками. Имея солидные капиталы, они занимались благотворительностью, жертвовали немалые суммы на развитие здравоохранения, образования, городского хозяйства. Среди них немало купцов старообрядцев: В.Л. Челышев, П.М. Шашин, В.Ф. Маланьичев, А.Я. Логутов и другие. В среде приверженцев официальной церкви крупными благотворителями являлись купцы Г.А Поляков, Д.А. Поляков, И.Г. Стахеев, Н.Е. Чукашев, Г.Е. Чукашев, А.А. Плаксин и др. Особое место в среде представителей чистопольского православного купечества, занимавшихся общественной и благотворительной деятельностью, занимает купеческий род Остолоповских.

Фамилия прямо указывает на происхождение из села Остолопово Лаишевского уезда (с. Речное Алексеевского района РТ). Этот факт документально подтвержден записью в исповедальной ведомости Богоявленской церкви села Остолопово от 1787 г. В разделе «государственные крестьяне» указаны глава рода – Гаврила Харламович 59 лет с женой Улитой Емельяновной 58 лет, их дети Матвей и Степан с семьями. Старший сын – Матвей Гаврилович проживал с женой Феклой Ивановной и малолетними сыновьями Максимом и Никифором, младший – Степан Гаврилович с женой Екатериной Даниловной [1]. В начале XIX века дети Матвея Гавриловича переехали на жительство в Чистополь. Как горожане Остолоповские впервые упоминаются в исповедных ведомостях Спасской церкви Чистополя в 1812 году. Родные братья – Максим, Никифор и Михаил Матвеевичи со своими семействами числились в сословии цеховых, т.е. ремесленников, позднее были приписаны к мещанскому обществу[2]. В Чистополе при регистрации в городское общество переселенцы взяли за основу фамилии название своей малой Родины. Это вполне распространённая практика для того времени. Так, среди чистопольских обывателей жили Кондратинские, Ялантовские, Змиевские, Березовские, Белогорские, Сосновражские, Сарсазские, Шенталинские, Мамадышские и т.д.

20072_20180422_120648

Первые представители купечества в семье Остолоповских – дети Никифора Матвеевича – хлеботорговцы Вонифатий, Алексей, Игнатий Никифоровичи. Прочные позиции на хлебном рынке Западного Закамья они заняли в 1860-е гг. XIX века. Капиталы складывались и росли за счет оптовой хлебной торговли, частного землевладения и зернового производства. В 1863 году в Чистополе действовал крупяной завод (по переработке гречки) Остолоповских, работающий на конной тяге [16, стр. 80]. С помещением предпринимательских капиталов в недвижимость интенсивно развивалось купеческое землевладение. Остолоповские являлись собственниками земельных наделов в Чистопольском и Лаишевском уездах. Сын Игнатия Никифоровича – Федор Игнатьевич владел земельным наделом в 30 десятин в селе Урахча Лаишевского уезда. Крупными землевладелицами в уезде считались жена Алексея Васильевича Остолоповского (сын купца Василия Вонифатьевича) – Анна Абрамовна (имение при деревне Суворовка Чистопольского уезда с земельным наделом в 430 десятин) и жена купца Петра Васильевича Остолоповского – Лидия Августовна (имение при деревне Екатериновке в 1172 десятин) [15, стр. 62-112]. Лидия Августовна была дочерью провизора Августа Ивановича Бургера – бессменного городского головы г. Чистополя.

Среди городской недвижимости за фамилией числились каменные и деревянные жилые дома, пустопорожние места и складские помещения в черте города и в районе пристани. По ведомости домам и дворовым местам, составленной в августе 1877 года, во второй части Чистополя по улице Архангельской (Базарной) располагался каменный особняк купчихи Агрипины (в русской транскрипции Агрофены) Петровны Остолоповской [3]. По более позднему источнику – табелю жилых частновладельческих домов от 1902 года удалось определить его точное месторасположение. Он находился на пересечении Архангельской и Челышевской улиц (совр. ул. Ленина, д.85) [4]. Это единственный дом купеческой династии, сохранившийся до настоящего времени. На Архангельской за купчихой числились еще четыре жилых деревянных крытых тесом помещения. Согласно той же ведомости 1877 года на главной торговой улице города располагался деревянный дом под железной крышей купца Ивана Вонифатьевича Остолоповского и два деревянных жилых дома его родной сестры – Агафьи Вонифатьевны Кошаевой [3].

Вонифатий Никифорович Остолоповский (1804-1866) [5-6] с 1864 — 1866 гг. исполнял должность городского головы, за добросовестную выборную службу был пожалован в «степенные граждане» г. Чистополя [16, стр.40]. Купец был женат дважды. Первый брак заключен в 1824 году с мещанской дочерью Ольгой Павловной Калашниковой [7]. После 1850 года числился вдовцом. Сведений о второй супруге не имеется, известно только ее имя – Татьяна Ильинична. Своих дочерей Агафью и Веру Вонифатий Никифорович выдал замуж за купеческих сыновей из состоятельных и уважаемых семейств города. Агафья Вонифатьевна стала супругой городского головы – купца первой гильдии Лаврентия Васильевича Кошаева [8]. Вера Вонифатьевна в возрасте 17 лет выдана замуж замуж за купеческого сына Семена Федоровича Котова [9]. К сожалению, через два года молодая женщина умерла от горячки [10].

Сыновья Вонифатия Никифоровича – Василий (1826-1871) и Иван (1829-1880) Вонифатьевичи продолжили семейное дело, весьма преуспев в нелегком бизнесе. Иван Вонифатьевич помимо хлебной торговли и зернового производства много лет занимал должность старосты Никольского собора, уволен по болезни 24 января 1876 г. На его место заступил Никита Егорович Чукашев. Стоит отметить, что крупные купцы хлеботорговцы и благотворители Чукашевы состояли в близком родстве с династией Остолоповских. Дочь Василия Вонифатьевича Остолоповского – Ольга Васильевна была замужем за купцом первой гильдии Гавриилом Егоровичем Чукашевым [6]. Своим наследникам Василий Вонифатьевич оставил одиннадцать хлебных амбаров, общей площадью 472 сажени. Это расстояние составляет в длину более одного километра [17, стр. 171].

После смерти Ивана Вонифатьевича у его вдовы – Анастасии Степановны от мужа остались зерновые амбары и денежные капиталы. Она продолжила вести хлебную торговлю, много жертвовала на строительство и благолепие православных храмов. Анастасия Степановна скончалась в почтенном возрасте, дожив до 83 лет. На старом православном кладбище г. Чистополя сохранились отдельные надгробия семейного захоронения купцов. Гранитные надгробия Ивана Вонифатьевича с супругой выполнены в виде православной часовни. Памятник Анастасии Степановны украшен медальоном из белого мрамора с горельефом головы Спасителя в терновом венце.

В 1873 году староста Никольского собора Иван Вонифатьевич Остолоповский ходатайствовал об обновлении трех иконостасов и стенной живописи в храме. Для этих целей он собрал строительный комитет, в состав которого помимо него вошли председатель – протоиерей Рождественский и состоятельные купцы: Е.И. Чукашев, Л.В. Кошаев, А.И. Поляков, И. Ф. Котельников, Я.И. Крупышев, А.А. Плаксин, П.Ф. Каташев. Итак, из разных источников на ремонтные работы удалось собрать сумму более 21500 рублей. Из них более 8000 рублей – поступления из личного капитала церковного старосты Остолоповского. Подрядные работы в храме производил казанский купец Михаил Тюфилин. Иконостасы были украшены изящной резьбой и вызолочены червонным золотом на полименте. Иконы написаны санкт-петербургским художником Василием Пошехоновым. По всему собору заново была произведена изящная стенная живопись [12, стр. 474-475].

Scanned000001

На средства его супруги – Анастасии Степановны Остолоповской была построена однопрестольная теплая каменная церковь во имя Святой Троицы в селе Чистопольские Выселки [13, стр.606]. Храм сооружен в 1886 г. по проекту архитектора П.И. Романова. В настоящее время его первоначальный облик утрачен. Ниже приводится небольшой отрывок статьи «История храма и прихода Святой Троицы села Чистопольские Выселки». Публикация написана в 1903 году, по-видимому, настоятелем, священником Сергеем Лукичом Воецким. Рукопись хранится в сельской библиотеке села, текст был впервые опубликован в 2020 году на генеалогическом сайте «Фотопрогулки».

«… Двадцать с небольшим лет тому назад заездший посетитель на площади видел одну только маленькую, убогую деревянную часовенку, около которой время от времени собирались для богомолья и духовных бесед православные обитатели Чистопольских Выселок. В один ясный летний день проезжал по этой площади богатый чистопольский купец Иван Банифатьевич Остолоповский, внимательно осматривая окружающую его местность. «Какая веселая у вас эта площадь – заметил он встретившимся ему обывателям, – как хорошо было бы, если бы вы среди этой площади выстроили себе храм Божий!». (Некоторые из выселковцев говорят, что Остолоповский, имея тайное намерение устроить в Выселках храм Божий, приезжал на этот раз для того, чтобы лично осмотреть самое место, на котором, по желанию его, должен был строиться храм, не высказывая, однако тогда об этом намерении своем никому из выселковцев). Доброе и святое пожелание, неожиданно высказанное Остолоповским, как бы брошенное им мимоходом, не осталось забытым и бесплодным в Выселках. Сердечно и бережно оно было подхвачено обывателями как-бы на лету.

Вскоре после своего посещения Выселок Остолоповский, как говорят выселковцы, зная желания православного населения относительно устройства храма, сам через посланного известил общество, что он со своей стороны готов оказать выселковцам материальную помощь по постройке храма, если только они сами искренно и единодушно этого желают. Вопрос о постройке храма разрешался, таким образом, счастливо. Но вот что, однако, случилось при этом. Весть о намерении Остолоповскаго построить храм была передана не обществу, а сельскому старосте, как представителю общества. Сельским же старостою на этот раз был ревностнейший раскольник – рябиновец. Услыхав о намерениях Остолоповского строить храм в Выселках, рябиновец, как говорят некоторые обыватели, пришел от этой вести в великое изумление и смущение, и тут же отказался от всяких предложений Остолоповского и заявил, что выселковцы решительно не желают строить в селении своем храм Божий. Во всей истории постройки храма в Выселках это печальное обстоятельство хотя и является какою то странной черной тенью, но тем не менее оно не оставляет никакого черного пятна на ее белом фоне; оно только скользнуло, как тень, и бесследно исчезло.

Православное население деревни, разведав об этом обстоятельстве, быстро собралось на сельский сход, на котором единогласно составило формальный приговор о необходимости иметь в селении своем храм Божий во имя святой Живоначальной Троицы, на устройство которого обязалось тут же немедленно собирать средства через своих уполномоченных. К первому января 1881 года пожертвований на храм собрано было 791 р. 70 к. Сознавая крайнее убожество своих материальных средств и явную недостаточность их в таком крупном деле, как постройка храма, общество крепко приуныло. Зная о расположении Остолоповского вспомоществовать в этом деле, общество в этом же году обратилось к Остолоповскому, как к благодетелю своему через своих уполномоченных, с просьбою о благотворительном содействии. Явившихся уполномоченных Остолоповский принял весьма благосклонно. Крестьянин Афонасий Краснов, бывший в то время в числе уполномоченных, так рассказывает об этом: «когда мы явились к Остолоповскому и высказали ему свою просьбу о вспомоществовании нам по постройке нашего храма, он внимательно выслушал нас, и тут же заявил нам что жертвует от себя на постройку нашего храма 100000 кирпича стоимостью в 1000 руб. При этом, как бы шутя, заметил нам, что и без нашей просьбы он давно готов был построить в деревне Выселках храм Божий, о чем он даже извещал выселковцев, да вот они сами отказались»… Это было в 1880 году. 20-го ноября того же года Остолоповский неожиданно скончался. Дело по постройке храма так счастливо начавшееся в начале 1880 года в конце того же года грозило, таким образом, принять самый неблагоприятный оборот. Поставленные в безвыходное положение выселковцы, после долгих совещаний между собой относительно того, как поправить свое расстроившееся дело, решились обратиться с просьбой о пособии к супруге покойного благодетеля – Анастасии Степановне Остолоповской.

Просьба эта не осталась гласом в пустыне. Из сборной денежной книги на постройку храма видно, что 8-го февраля 1881 года Анастасия Степановна Остолоповская жертвует на устройство храма Божия в деревне Выселках 1000 р.; 12-го июня того же года в той же самой книжке и на тот же самый предмет она отмечает своею рукою: «Еще жертвую девять тысяч рублей серебром». Дело постройки храма, таким образом, получило твердую устойчивость и тем самым подняло энергию и тех, которые, участвуя в нем, малодушествовали. Сбор материальных средств на постройку храма с этих пор как видно из денежной сборной книги, пошел успешнее, энергичнее: собралось не только наличными деньгами, но и всякаго рода вещами, имеющими хоть какую либо ценность: хлеб, холст, полотенце, выручка от «поповской земли», т.е. с земли, назначенной для будущего причта, а так же бутовый камень, всякаго рода лес строевой, кирпич и другие предметы, имеющие значение при постройках – все это собиралось быстро и с великим усердием распределялось соответственно своему назначению. Из записей сборной денежной книги за это время видно, что жертвователями на постройку храма, кроме выселковских крестьян, немало было и из обывателей г. Чистополя…».[18]

Благотворительная деятельность купеческой династии Остолоповских тесно связана с Чистопольским Успенским женским монастырем. В 1884 году на средства купчихи Агрипины (Агрофены) Петровны Остолоповской в больничном корпусе женской обители была устроена деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. В пользу монастыря ею было подарено 46 десятин земли в Лаишевском уезде. Монастырские угодья (сенные покосы) начинались напротив Чистополя от устья р. Шумбутки. Сама устроительница больничной церкви в престарелые годы жила неподалеку в монашеской келье и проводила дни в молитвах. [14]

Род Остолоповских отличался особым усердием к храму Божьему, верой и набожностью. По количеству сделанных пожертвований и построенных купцами храмов и церквей, с ними могут сравниться, пожалуй, только елабужские купцы Стахеевы. Остолоповские участвовали в строительстве храмов в селах Чистопольские Выселки, Русские Сарсазы, Малый Толкиш, с. Слобода Горка и др., делали значительные пожертвования в городские церкви и приходские попечительства. За заслуги и жертвования по духовному ведомству купцам не раз объявлялась архипастырская благодарность с выдачей установленных грамот. Наряду с церковной благотворительностью купцы не забывали о повседневных благих делах: жертвовали на богадельни, не скупились на милостыню. На дворах семьи на протяжении многих лет проживали солдатские вдовы, сироты, подкидыши и старики.  Добрые деяния, крепкая вера и душевная щедрость наших предков заслуживают того, чтобы о них знали и помнили их потомки.

Юлия Гаврилова

Научный сотрудник Чистопольского

государственого историко-архитектурного

и литературного музея-заповедника

 

Фотографии:

  1. Семейное захоронение супругов Ивана Вонифатьевича и Анастасии Степановны Остолоповских на старом православном кладбище г. Чистополя.

  2. Агафья Вонифатьевна Кошаева (урожденная Остолоповская) – супруга городского головы Лаврентия Васильевича Кошаева. Из фондов ЧГИАиЛМЗ.

  3. Проект храма Пресвятой Троицы (с. Чистопольские Выселки). 1881 г. Из каталога-справочника «Церкви Республики Татарстан». Автор фотографии Владимир Гранковский. (https://sobory.ru/photo/348367

4-7.Усадьба Агрипины Петровны Остолоповской. Ул. Ленина, д.85. Автор фотографии – сообщество blogchistopol.

Список источников и литературы

  1. ГАРТ//Ф.5,Оп.6,Д.1

  2. ГАРТ//Ф.7,Оп.49,Д.1

  3. ГАРТ//Ф.777,Оп.8,Д.24, л.35

  4. ГАРТ//Ф.777,Оп.33,Д.21

  5. ГАРТ//Ф.5,Оп.23,Д.27

  6. ГАРТ//Ф.4,Оп.153,Д.1

  7. ГАРТ//Ф.7,Оп.61,Д.3

  8. ГАРТ//Ф.7,Оп.90, Д.77.

  9. ГАРТ//Ф.7,Оп.153, Д.73 А,

  10. ГАРТ//Ф.4,Оп.153, Д. 81.

  11. ГАРТ//Ф.4,Оп.153, Д. 107

  12. Известия по Казанской епархии. 1876 г. № 16. – 504 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_ap000030394/

  13. Справочная книга Казанской епархии. Издание Казанской духовной консистории. Казань. Типография А.М. Петрова. П. Влад. 1904 г. – 798 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004222482/

  14. Обозрение высокопреосвященнейшим Арсением Казанской епархии за 1897 и 1898 гг. Казань типолитография Императорского Университета. 1898 г. – 420 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003684851/

  15. Список недоимщиков по земскому сбору Казанской губернии, частных владельцев в уездах и городах к 16 января 1896 года, составленный согласно постановлению XXXI очередного губернского земского собрания 18 декабря 1895 года, ст. 23. Казань. 1896 г.– 153 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003549387/

  16. Чистополь и Чистопольцы: из прошлого и настоящего. Казань: По городам и весям, 2004. – 464 с.

  17. Гафиатуллина Л.Г. Торгово-экономическая жизнь Чистополя во второй половине XIX–начале XX вв. Казань: КГЭУ, 2010. – 208 с.

  18. Воецкий С.Л. История храма и прихода Святой Троицы села Чистопольские Выселки. Рукопись. 1903 г. Режим доступа: https://fotoprogulki.ru/istoriya_chrama_ch_v

Добавить комментарий