Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

Очередные съемки будущего фильма состоялись на площадках музея истории города Чистопольского государственного музея-заповедника

18 Февраль 2022

Комментарии:

0
 Февраль 18, 2022
 0
Категория: Новости

Научные сотрудники музея провели экскурс в историю становления крупнейших предпринимателей из среды чистопольских старообрядцев-рябиновцев – купеческих династий Логутовых и Вачуговых.

Интерес для сценария картины представляют и фондовые коллекции, прежде всего – предметы сакрального значения, характерные для рябиновцев – гладкие восьмиконечные кресты на деревянной основе, а также памятники традиционной культуры русских. Этот уникальный вещественный ряд из собрания Чистопольского государственного музея-заповедника несет в себе культурно-историческую ценность, помогает воссоздать специфическую предметно-пространственную среду.

Интерпретировала коллекцию предметов русской этнографии партнер проекта – модельер, эксперт и реконструктор традиционного костюма народов Среднего Поволжья, руководитель мастерской народной одежды «ДушуГрея» Юлия Ахметзянова (г. Казань).

Внимание исследователя привлекли, в частности, комплексы женской традиционной одежды старообрядок – сарафанные комплексы. Это более ранние косоклины и поздние – московские круглого кроя сарафаны. Наибольший интерес представляет так называемый кубовый сарафан, изготовленный из мануфактурной ткани с применением технологии кубовой набойки. В сарафанный комплекс входит рубаха-рукава. Особого внимания достойны коллекционные изделия, изготовленные из тончайшего батиста, декорированные изумительным кружевом. Дополняет сарафанный комплекс, как правило, головной платок. Специально для съемок был отобран редкий экземпляр платка «Товарищества Мануфактур Степана Посылина». И завершает сарафанный ансамбль обязательно пояс. В музейной коллекции есть интересные образцы тканых поясов, изготовленных в заправочной, брано-выборной технике на инструменте бердо и на дощечках из хлопчатобумажных и шелковых нитей.

Несомненно, такого рода атрибуты из очень дорогих тканей (батист, шелк), с применением тончайших ручных технологий в изготовлении (коклюшечное и игольчатое кружево, ручное шитье) были доступны далеко не всем и являлись предметами туалета состоятельных горожанок, в том числе и чистопольских старообрядок конца ХIХ–начала ХХ вв.

Старообрядчество – та среда, где сохраняется русская идентичность, в немалой степени – благодаря внешним признакам, которые выражаются в традиционной русской одежде старинного кроя.

P.S. Экспертное мнение Юлии Ахметзяновой читайте в нашей следующей публикации.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Добавить комментарий