Вот такая интереснейшая вещица хранится в семье Татьяны Николаевны Федоровой (г. Санкт-Петербург). Это – бисерная подставка для пасхального яйца. Принадлежала ее бабушке, Валентине Александровне Репиной (1909–1992), которой, в свою очередь, реликвия досталась от мамы Надежды Петровны Купцовой (1883–?), урожденной Дмитриевой – дочери чистопольского купца Петра Дмитриевича Дмитриева (1857–1931). Известно, что вещь выполнена одной из монахинь Чистопольского Успенского монастыря, имя мастерицы история не сохранила. Для изготовления основы подставки использовались высушенные гусиные трахеи. Вероятно, к подставке прилагалось и бисерное яйцо, но оно до наших дней не дошло.
Вышивание бисером – популярное занятие с глубокими корнями и богатой историей. Этим творческим процессом издревле увлекались в разных странах и на разных континентах: вышивали и мастерицы на Руси, и европейцы, и индейцы в Северной Америке.
История появления бисерной вышивки начинается с момента создания самого бисера, а точнее, с возникновением стеклоделия, которое зародилось в Финикии несколько тысячелетий назад. Здесь и стали появляться первые бисерные изделия. Вскоре, центром производства бисера стала Венеция. Вместе со стеклянными бусинами, техника вышивания быстрыми темпами распространялась по Европе. Особенно в изготовлении самого бисера и изделий из них преуспела Чехия, которая стала новым центром производства стеклянных бусин.
Мастерицы Древней Руси начали вышивать бисером в IX–XII вв., заменив им жемчуг, который использовался ранее.
Русские умелицы начали активно применять цветной стеклянный бисер с середины VII века. Вышивкой украшались наряды, кошельки, сумки, из этих бусин изготавливались украшения, картины, иконы. С середины VIII века начинается расцвет этого ремесла: вышивание с применением бисера стало популярным видом рукоделия, которое активно использовалось для украшения одежды и интерьера. Основные приёмы работы – вышивка, вязка, низание.
Особенность русской вышивки заключалась в том, что бисерины укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели).
Затем появилась техника «в прикреп», когда бусинки нанизывались на нить в определенном порядке и фиксировались на ткани другой нитью поперечными стежками через небольшие промежутки. При подобной технике вышивания тканевая основа настолько плотно покрывалась бисером, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи. С помощью таких особенностей, русская вышивка получалась, словно приподнятой над плоскостью ткани, а соединение в одной композиции разных по величине бусин делало изображение более рельефным.
Наиболее популярными элементами, которые присутствовали в изделиях русских рукодельниц, считаются растительные узоры, солнечные знаки и символы, звезды, геометрические фигуры, павлины с распущенными хвостами.
В нашей коллекции также есть прекраснейшие артефакты, вышитые бисером. Среди них – образец вышивки, выполненный чистополками конца ХIХ в., вероятно, для изготовления какого-то милого аксессуара типа дамской сумочки, мужское партмоне и фрагмент курительной трубки. На всех изделиях бисер насколько мелкий, что умение и талант мастериц, живших более ста лет назад в нашем городе, вызывает восхищение.
Приглашаем к сотрудничеству мастериц, владеющих техниками исполнения изделий из бисера!
Комментарии:
0