Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

Борис Пастернак и Виктор Боков в контексте «судеб скрещенья»

10 Февраль 2023

Комментарии:

0
 Февраль 10, 2023
 0
Категория: Новости

К 133-летию со дня рождения Б. Пастернака

 

Два поэта, несмотря на огромную разницу лет (23 года), удивительным образом сумели создать симбиоз двух поэтических направлений – раскованного импрессионизма на основе пантеистического ощущения бытия у Б. Пастернака и фольклорно-балладного песенного жанра у В. Бокова.

Они познакомились еще перед войной в Москве и стали духовно неразделимы до конца дней своих.

Человеческая мягкость Пастернака, органическая нелюбовь к конфликту, даже кротость и смирение перед судьбой восхитили молодого Бокова, пока еще «виршеплета», как он сам себя аттестовал, еще в Москве и вызвали обоюдное доверие настолько, что Б. Пастернак предложил вместе проводить М. Цветаеву в далекую эвакуацию и попрощаться, похоже, навсегда с поэтом трагической судьбы.

И когда Боков увязывал вещи М. Цветаевой, не удержался, сказав ей, что он гадал на нее по книге «Эмблемы и символы», она, удивившись, спросила, что же выпало ей, но он не ответил, смутившись. Она все поняла: «…другого не ожидала». Но и у него по этой же книге гаданий вышла участь немногим лучшая – «казенный дом» — просто ему больше повезло – судьба оставила его свидетелем расчеловечивания на долгие годы.

В.Боков

В.Боков

Потом, уже находясь в эвакуационном Чистополе, оба поэта, сблизившись еще более сопричастностью к трагедии М. Цветаевой, выработали один взгляд на происходящее в мире и на роль поэта как диагноста катастрофических событий.

Как вспоминал В. Боков: «Говорить с Пастернаком о поэзии и поэтах я очень любил. Его определения были всегда неожиданны, смелы, правдивы и, что особенно важно, образны. Ведь вся поэзия Бориса Леонидовича – крутой налив, всевластная над словом музыка». Боков акцентирует внимание на мощный мелодичный поток его стихов, отмечает необыкновенную музыкальность и — что греха таить – учится сам писать настоящие стихи. И каждая встреча, каждый диалог с мастером становится для него уроком открытия себя, уроком творчества, уроком высшего мастерства, которые Виктор Федорович бережно сохраняет в памяти до последних дней.

«Все встречи с Пастернаком, а их было немало за годы нашей дружбы, я приравниваю к престольным праздникам, которые я застал в своей родной подмосковной деревне. Увидев меня в окне своей дачи, каждый раз бежал он навстречу»:

Он бежал ко мне бывало.

— Здравствуйте! – но это мало.

Обнимал и тряс руками:

— Помните, как мы на Каме.

 

Б. Пастернак был инициатором приема В. Бокова в семью т.н. «инженеров душ человеческих» — в Союз писателей, чтобы его творчество стало легитимным. И какую радость ощущал В. Боков, зная о том, что его рекомендовали Н. Асеев и сам Б. Пастернак.

В марте 1942 года Бокова призвали в Действующую армию, на фронт. Провожал его Б. Пастернак с двумя полными до краев дымящейся от холода водой ведрами. «Это ваша судьба!», – воскликнул Борис Леонидович. «Он благословил меня в путь, который оказался трудным и трагическим». От себя добавим – но и спасительным.

В училище, где он проходил подготовку на младшего командира, нашлись такие, которые его оклеветали, в результате он получил 5 лет лагерей (по тем временам детский срок, значит, на более тяжелое наказание он не дотягивал). Нет никакой уверенности в том, что, окажись он на фронте в качестве взводного, ему удалось бы уцелеть. И страна лишилась бы необыкновенного поэта-песенника, радовавшего своим творчеством не одно поколение.

Боков был благодарен Б. Пастернаку особенно за то, что ему удалось выстоять, вернуться в жизнь, не сломаться после пережитого – так ему помог старший брат по творчеству – Пастернак.

«Каждый приход к нему был для меня счастьем. Он заряжал меня, опального поэта, от которого все сторонились, энергией терпения и надежды. Автограф на одной из подаренных мне книг начинается словами – «любимому моему». Когда я прочел это наедине, у меня в глазах потемнело: «Виктору Бокову, любимому моему, горячему, живому поэту в непрестанном действии, завидном и счастливом».

Разумеется, у Бокова самым доверительным собеседником был Борис Леонидович. Оба могли позволить себе говорить о самом сокровенном – о романе «Доктор Живаго». И читал В. Боков ещё в рукописи будущий бестселлер, радуясь откровениям гениального автора.

Боков в день похорон Пастернака был среди тех, кто рискнул прийти проститься со своим Учителем, объявленным вне закона. И в стихах своих выразил с чувством невообразимой потери этот день:

Болит плечо от гроба

Все нынешнее лето.

Не умолкает злоба

В тех, кто травил поэта.

Он один из немногих, кто в долгие годы замалчивания творчества Пастернака неустанно говорил о его гениальности и правоте художника. Виктор Федорович еще в 1970-е годы активно поддерживал открытие мемориальной доски на доме, где жил в годы эвакуации будущий лауреат Нобелевской премии, а в 1985 году, когда посетил ставший ему родным Чистополь, поднял вопрос об открытии музея.

В своём письме, хранящемся в Мемориальном музее Б. Пастернака вместе с авторскими машинописными стихотворениями с автографами (см. Приложение), Боков пишет: «Открыть музей Пастернака – хотя бы частично ответить за ту вину перед ним, которую совершила эпоха сталинизма. Пастернак – гений. Это шаровая молния поэзии. И я стою на коленях перед его талантом».

Он говорил и о необходимости сохранения памяти о пребывании писателей в годы эвакуации в Чистополе, который стал «военным пристанищем советской литературы», одним из центров литературной жизни России первых лет войны.

 

Приложение:

Уникальные в своем роде автографы Виктора Бокова, отражающие его мировоззренческий потенциал после ухода в вечность его Учителя – Б. Пастернака: письмо и 4 стихотворения разных лет, написанные в Переделкино и посвященные лауреату Нобелевской премии Пастернаку.

 

Р. Хисамов,

старший научный сотрудник музея

Comments are closed.