Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

6 Февраль 2023

Комментарии:

0
 Февраль 6, 2023
 0

Чистополец Павел Иванович Логутов – друг и компаньон легендарного изобретателя Василия Ивановича Калашникова

«Человек с форсунками» именно так Максим Горький называл талантливого изобретателя, теплотехника, ведущего механика-конструктора Сормовского завода Нижегородской губернии Василия Ивановича Калашникова. Его блестящие разработки­­­­­ в области усовершенствования грузового и пассажирского флота, машиностроении на несколько десятилетий опередили свое время. Имя нижегородского механика было широко известно по всей Волге. А после того, как первый в мире завод по производству нефтяных смазочных масел выпустил свою продукцию на оборудовании Калашникова, о нем заговорил весь научно-технический мир.  Сегодня такая слава присуща, пожалуй, только знаменитому тезке Василия Ивановича Калашникова – ижевскому конструктору стрелкового оружия Михаилу Тимофеевичу Калашникову.

Одно из самых знаковых изобретений неунывающего россиянина, талантливого нижегородского механика-самоучки – усовершенствованная нефтяная форсунка для более экономного сжигания мазута в топках. Форсунки Калашникова были представлены на Нижегородской кустарной выставке в 1885 г. и удостоены золотой медали Русского технического общества. Любопытно, что изготавливались эти форсунки в г. Чистополе в механических мастерских Павла Ивановича Логутова и его сыновей.

Василий Иванович Калашников

Василий Иванович Калашников

Суть форсунок заключалась в пульверизации нефти паром. Разница между ними была только в форме пламени. Прежде на Волге в двигателях использовались преимущественно форсунки Гофмана (конусная форма), затем стали распространяться форсунки Александрова (веерная форма). При работе они очень быстро сжигали топливо и производили густой черный дым. К началу XX в. деталь усовершенствовал В.И. Калашников. Его «полуконус» равномерно нагревал бока и  верх топки, был доступен для притока воздуха с обеих сторон. Это давало существенную экономию топлива, заметно уменьшая количество дыма и копоти. Продавались форсунки Калашникова в Нижнем Новгороде под торговой маркой «митральеза», что на французском языке обозначает название многоствольного артиллерийского орудия.

Знакомство Василия Ивановича Калашникова с чистопольцем Павлом Логутовым, служившим в ту пору капитаном на одном из пароходов купца И.С. Колчина, состоялось в 1871 г. Они часто виделись в конторе, встречались на пароходе, куда приходил Калашников как наблюдающий за машинами. Каждый рейс, когда пароход «Фабрикант» стоял в Нижнем Новгороде Василий Иванович после обхода и бесед с механиками неизменно заходил на чай к Павлу Ивановичу. Так между сослуживцами установились простые и дружеские отношения. Такие встречи неизменно приводили к многочасовым беседам. Иногда дело доходило до жарких споров и ворчания друг на друга, но эти пустяковые ссоры никогда не приводили к взаимной вражде. Они являлись хоть и нежелательным, но весьма необходимым дополнением к их приятельским отношениям. В конце 1870-х гг. Павел Иванович Логутов несколько зимних месяцев проживал в квартире конструктора, в это время на его рабочем пароходе, зимовавшем у фабрики, шла реконструкция машины.

Впоследствии эти события, а также совместная деятельность по производству форсунок будут подробно описаны Павлом Логутовым и войдут в книгу воспоминаний «Василий Иванович Калашников как человек». Издание было опубликовано в 1909 г. под редакцией дочери конструктора Александры Александровны Калашниковой через год после его смерти. Одна из глав, под названием «Из воспоминаний о Василие Ивановиче Калашникове (материалы для биографии его)», составлена нашим земляком Павлом Ивановичем Логутовым. Его житейский рассказ содержит диалоги друзей, их философские взгляды на различные события, воспоминания об ушедших юношеских днях.

Павел Иванович Логутов. Начало XX в. Из личного архива О.В. Лазаревой

Павел Иванович Логутов. Начало XX в. Из личного архива О.В. Лазаревой

Павел Иванович Логутов (≈1848-1918) родился в г. Чистополь Казанской губернии в мещанской семье старообрядцев. Его предки – государственные крестьяне обосновались на левобережье Камы в конце XVII века, прибыв предположительно из Лаишевской округи. К началу XX в. среди Логутовых особо выделялись крупные купцы-хлеботорговцы, общественные деятели, разработчики учебных пособий, адвокаты, служащие. Эта фамилия и сегодня встречается среди горожан, в их числе правнуки Павла Ивановича Логутова.

Известно, что П. И. Логутов со своей семьей являлся представителем старообрядцев местного толка под названием «согласие по Кресту». Главным наставником этого течения в первой половине XIX в., известного так же как «рябиновское» был купец-хлеботорговец Алексей Васильевич Логутов. Оно получило распространение в Чистопольском и некоторых селах Спасского и Лаишевского уездов и властями именовалось не иначе, как «логутовщина», по фамилии идейного вдохновителя этого явления. Приход этой общины был самым многочисленным в городе Чистополе.

Семья капитана П. Логутова состояла из супруги Анастасии Васильевны Логутовой (18471917), шестерых сыновей (известны имена только трех из них – Василий, Савва, Федор) и двух дочерей – Татьяны и Харитины. Жили в собственном доме с земельным участком на Казанском тракте (совр. ул. Энгельса, д.8). Супруга, привыкшая к постоянному отсутствию мужа в периоды навигаций, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Дочери по мере взросления были выданы в замужество. Татьяна Павловна стала женой чистопольского мещанина Михаила Петровича Глушенкова, служащего сборщиком денег на Казенном винном складе. Семья жила в г. Чердыни Пермской губернии. Харитина Павловна стала женой чистопольского мещанина Якова Павловича Сальникова.

Реклама технической конторы В.И. Калашникова. Спутник по реке Волге, ее притокам, Каме и Оке

Реклама технической конторы В.И. Калашникова. Спутник по реке Волге, ее притокам, Каме и Оке

Обстоятельства, вынудившие Павла Ивановича Логутова уйти со службы в пароходстве и заняться изготовлением форсунок, были связаны с невыносимыми условиями, в которые были поставлены в то время капитаны многих коммерческих судов. В первую очередь они были связаны с несоблюдением агентами пристани условий техники безопасности.

Дело в том, что деятельность пароходства Устина Саввича Курбатова еще со времен основателя – купца Ивана Савельевича Колчина была связана не только с перевозкой разнообразных грузов и пассажиров по рекам Поволжья и Сибири, но и с крупными государственными контрактами на перевозку арестантов. Транспортировка осуществлялась в специально приспособленной железной барже – плавучей камере, в которую помещали до 700 человек, следующих по «каторжному маршруту» от Нижнего Новгорода до Перми и далее по сибирским рекам. «Фабрикант» не был исключением. В каютах парохода с комфортом путешествовала приличная публика, а немного в отдалении следовала железная плавучая тюрьма с переселенцами и арестантами. Вдобавок к этому у нижегородской, казанской и пермской пристаней по существующей в то время доверенности, нагрузка клади осуществлялась согласно личным указаниям торговых агентов. А те, пользуясь этим полномочием, загружали пароходы и баржи «по самые уши».

В один из рейсов пароход Логутова ночью попал в шторм у Исадской пристани (на р. Волге). При боковой качке вода стала стремительно захлестывать в окна арестантских камер. Дело в том, что баржу нагрузили так, что бортового запаса до окон фактически не осталось (вода попадала внутрь даже при небольшом волнении), к тому же сверху на тент баржи как обычно было составлено очень много клади. Груженая баржа накренилась и едва не затонула вместе с людьми. Катастрофы удалось избежать благодаря маневрам капитана и слаженным действиям команды парохода. Участие в спасении приняли и солдаты-конвоиры, вставшие к помпам для откачки воды.

Именно это тревожное событие предопределило дальнейший жизненный путь Павла Ивановича Логутова. За долгие минуты, пока шла борьба со стихией, он дал себе клятвенное обещание навсегда завершить службу в судоходстве, снять с себя годами копившийся груз ответственности за сотни человеческих жизней. Добравшись до Исадской пристани, капитан самовольно распаузил баржу, выгрузив часть клади. После рейса, от владельца компании У.С. Курбатова в сторону Логутова не последовало даже намека на выговор, так как владелец понимал, что лучше выгрузить баржу, чем утопить ее. Однако окончательное решение оставить свой пост, капитаном уже было принято, несмотря на многолетнюю безупречную службу.

После отставки в 1880 г., у Павла Ивановича состоялся разговор с Василием Ивановичем, где последний предложил заняться изготовлением небольших заказов на мелкие детали, которые не брала его фабрика. Этой же осенью в Чистополе началось строительство каменного здания небольших размеров специально для механической мастерской с отделениями для парового двигателя, литья меди, кузницы, станков и материальной кладовой. Для этих целей Логутову пришлось взять ссуду в 1500 рублей на три года под залог семейного дома и земельного участка.

Василий Иванович Калашников, как человек: личные воспоминания»

Василий Иванович Калашников, как человек: личные воспоминания»

К лету В.И. Калашников прислал паровой двигатель, токарный и сверлильный станки. К осени основные механизмы были установлены и запущены. Строительство продолжалось в течение нескольких лет. В 1883 г. были окончательно утверждены все документы на постройку чугунолитейного производства. Главным помощником отца в делах, связанных с устройством и работой механической мастерской был старший сын Василий Павлович Логутов (1864-1914).

Вскоре из Нижнего Новгорода в Чистополь приехал мастер по отливке медных вещей, командированный Василием Ивановичем Калашниковым. Он привез письмо, в котором сообщалось, что Калашниковым была усовершенствована форсунка для нагревания паровых котлов. К письму прилагались чертежи форсунки и шарнирного крана. Кроме того, литейщик сообщил, что им привезены модели для формовки этих снарядов. Так начались литейные работы, а с ними и первые неудачи отливки. Литейщик, отлив четыре комплекта, годных к отделке, срочно отбыл по семейным обстоятельствам в Нижний Новгород.

Первые четыре комплекта форсунок с учетом затраты материала и проезда литейщика обошлись довольно дорого, но они дали хороший урок работникам. Присланный Калашниковым новый литейщик – совсем молодой парень оказался намного способнее предыдущего мастера, и неудачи случались у него крайне редко. Сам Павел Иванович хлопотал по заготовке материалов для производства и продолжал укомплектование мастерской нужными инструментами. Для слесарных и токарных работ приняли учеников из чистопольских мальчишек. Всего в мастерской трудилось пять рабочих. Молодые парни работали с большим азартом и усердием, оплата была постоянной и своевременной. Число рабочих часов было установлено общим соглашением работников. В летний сезон охоты по субботам работали до двух часов дня, затем кто с ружьем, а кто с удочкой на лодке отправлялись за Каму.

Василий Павлович Логутов. Старший сын П.И. Логутова, работал в чистопольской мастерской по изготовлению форсунок Калашникова. Начало XX в.

Василий Павлович Логутов. Старший сын П.И. Логутова, работал в чистопольской мастерской по изготовлению форсунок Калашникова. Начало XX в.

За время существования мастерской, было изготовлено до пятисот комплектов форсунок. Все они отправлялись в Нижний Новгород, где с успехом продавались крупным судовладельцам и фабрикантам. Каждое лето Павел Иванович приезжал по нескольку раз в Нижний Новгород за покупкой материалов в мастерскую, для совещаний и расчетов в В.И. Калашниковым. В одном из разговоров, Павел Иванович признался, что при строительстве и первых неудачах отливки, когда затраты значительно превышали заработок, его угнетало сомнение, чем же закончится этот эксперимент. Во время строительства ему приходилось быть в качестве архитектора, организатора. Были при этом допущены серьезные ошибки и недочеты, которые приходилось постепенно исправлять. Теперь же, когда появился постоянный спрос на форсунки, а мастерская приносит стабильную прибыль, на текущие работы ему смотрелось гораздо спокойнее.

В 1890-х гг. Владимир Иванович Калашников оставил службу на фабрике О. Карповой и поступил механиком на предприятие «Электро-Гефест». Постепенно прекратились заказы на форсунки. Так как рассчитывать на местные чистопольские заказы не было смысла, мастерская Павла Логутова, проработавшая в течение 10 лет прекратила свое существование.

После закрытия мастерской Василий Иванович принял самое деятельное участие в дальнейшей судьбе друга, похлопотал и о детях Павла Ивановича. По его рекомендации Логутов был принят на службу к рыбинскому купцу Михаилу Николаевичу Журавлеву – пароходчику и фабриканту. Несколько лет работал в его судоходной компании в Нижнем Новгороде. Можно предположить, что деятельность его была связана с продукцией канатной фабрики Журавлева, так как в 1905 г. в Нижнем Новгороде вышла книга П. Логутова «Таблицы пеньковых канатов, якорей, шейм, сук и буксиров». Последний раз друзья увиделись 9 февраля 1908 г., за четыре дня до кончины Василия Ивановича Калашникова. Он пришел в лавку к Павлу Ивановичу, где они как обычно очень долго беседовали, поговорить им всегда было о чем.

Последние годы П. И. Логутов проживал в Чистополе в кругу своей семьи. Как любящий своих чад отец он очень тяжело переживал скоропостижную смерть старшего сына Василия, случившуюся в 1914 г. от апоплексического удара. Павел Иванович Логутов скончался 15 февраля 1918 г. в Чистополе, как было указано в записи о смерти «от старческой дряхлости». Был захоронен на городском кладбище.

Судьбы детей капитана П.И. Логутова сложились по-разному. Старшие сыновья по рекомендациям В.И. Калашникова поступили на работу сначала на фабрику, а затем в пароходство Ольги Петровны Карповой – наследницы У.С. Курбатова. Младшие, при его же содействии, после окончания Чистопольского Уездного училища проходили практический курс на фабрике и в пароходстве.

 «Я желал, чтобы ребятишки мои по выходе из училища имели готовое поле труда и были бы работниками, а не рабами. Пожелают ли они идти по этой дороге? Не захотят ли, надев коротенькие пиджачки и засунув «ручки в брючки» идти скользким путем писарей, конторщиков и приказчиков?» (Из книги «Василий Иванович Калашников как человек»).

Федор Павлович Логутов со своей семьей. Младший сын П.И. Логутова. Чистополь. 1930-е гг.

Федор Павлович Логутов со своей семьей. Младший сын П.И. Логутова. Чистополь. 1930-е гг.

Его старший сын и главный помощник в делах Василий Павлович Логутов несколько лет работал на Казанском пороховом заводе. До своей кончины он трудился на пороховом заводе «Бирюза» Общества «Русь».

Сын Савва Павлович Логутов, как указано в книге Памяти жертв политических репрессий РТ, был – механиком ремонтной части технического отдела Волжского речного флота. Репрессирован в 1931 г., приговорен к 3 годам условно. Дальнейшая его жизнь не известна.

Самый младший из сыновей – Федор Павлович Логутов унаследовал семейный дом на Старо-Казанской улице (совр. ул. Энгельса, д.8), имел большую семью. Как и его отец, Федор Павлович выбрал профессию механика. После училища работал на заводе Устина Саввича Курбатова, затем несколько лет трудился на разных пароходах кочегаром, масленщиком, помощником машиниста. После службы в царской армии работал в Новороссийске в железнодорожном депо. В 1912 г. вернулся в Чистополь, был принят на Чистопольский казенный винный склад. После революции Федор Павлович работал слесарем в Чистопольском затоне, в весомастерской «Ремонт», на заводе «Красный двигатель».

В 1939 г. в Москву на ул. Пироговскую в Бюро изобретательства были доставлены уникальные чертежи чистопольского механика Федора Павловича Логутова, который изобрел втулку для печатных машин.

Чистопольский государственный музей-заповедник выражает благодарность правнукам Павла Ивановича Логутова: Ольге Владиславовне Лазаревой и Михаилу Викторовичу Логутову за сотрудничество и предоставленные фотографии.

Старший научный сотрудник Музея истории города

Чистопольского государственного музея-заповедника

Юлия Гаврилова

 

Список источников и литературы:

 

  1. Василий Иванович Калашников, как человек: личные воспоминания». Редакция и издание Александры Александровны Калашниковой.– Нижний Новгород: Типография В. Ройского и И. Карнеева,1909.– 81,с.
  2. ГАРТ//Ф.985.оп.1.д.173. «О выдаче в ссуду 1500 рублей Чистопольскому мещанину П.И. Логутову под залог дома его со строением и местом земли, состоящих в городе Чистополе по Казанском тракту сроком на три года».

3.    ГАРТ//Ф.2.Оп.7.Д.894. «Документы об утверждении плана на постройку чугунолитейного завода мещанином Логутовым в городе Чистополе».

4.    Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/478/85762.php

5.    Режим доступа: https://novation-nn.ru/novatsii-i-innovatsii-vasiliya-kalashnikova/

6.    Режим доступа: https://xn--b1acldbbu8cj7b.xn--p1ai/info/history/Kalashnikov.html

 

Фотографии:

1.Василий Иванович Калашников. Режим доступа: https://static.tildacdn.com/tild6532-3836-4737-b939-303737636563/__.jpg

2. Павел Иванович Логутов. Начало XX в. Из личного архива О.В. Лазаревой.

3. Реклама технической конторы В.И. Калашникова. Спутник по реке Волге, ее притокам, Каме и Оке [Изоматериал] : с картами Волги, Камы и Оки, видами и планами Волжских, Камских и Окских городов : [Альбом]. — Саратов : Типо-литография П.С. Феокритова, 1902. Режим доступа: Спутник по реке Волге, ее притокам, Каме и Оке [Изоматериал] : с картами Волги, Камы и Оки, видами и планами Волжских, Камских и Окских городов : [Альбом] — Search RSL

4. Василий Иванович Калашников, как человек: личные воспоминания». Редакция и издание Александры Александровны Калашниковой.– Нижний Новгород: Типография В. Ройского и И. Карнеева,1909.– 81,с. https://search.rsl.ru/ru/search#q=калашников%20как%20человек

5. Василий Павлович Логутов. Старший сын П.И. Логутова, работал в чистопольской мастерской по изготовлению форсунок Калашникова. Начало XX в. Из личного архива О.В. Лазаревой.

6. Федор Павлович Логутов со своей семьей. Младший сын П.И. Логутова. Чистополь. 1930-е гг. Из личного архива О.В. Лазаревой.

 

 

 

Comments are closed.