26 апреля в Татарстане отмечается День родного языка и 137-летие со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая.
Габдулла Тукай прожил всего 26 лет, но за это время он издал около 30 томов стихов, одним из первых в Казани стал писать для детей и выпустил несколько трудов о татарском фольклоре.
Благодаря Тукаю жители Татарстана познакомились с творчеством Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, многие его произведения стали основой для песен, а балет по поэме «Шурале» ставили на сцене Мариинского и Большого театров.
Мальчику было пять месяцев, когда умер его отец, а через три года умерла и мать. Габдуллу забрал дед по материнской линии, но любимым ребенком он не стал. «Плакал — некому было утешить, — вспоминал позже поэт, — норовил приласкаться — некому было приголубить, хотел поесть, попить — некому пожалеть — все отталкивали да отпихивали».
В возрасте 6 лет Габдуллу взяли в семью крестьяне из соседней деревни. Новые родители приняли ребенка и растили в любви. Там же Габдулла выучился грамоте. После трех лет жизни в этой семье Габдуллу забрала к себе Газиза Усманова – сестра отца. Мальчик уехал с ней в Уральск.
В Уральске Тукай стал учеником в школе при мечети медресе «Мутыгия». Преподавал в нем имам и просветитель Мутыгулла Тухватуллин. Его дети, с которыми подружился Тукай, были воспитаны на европейский манер, одевались по светской моде и знали несколько языков. Их примеру последовал и Тукай — вскоре он владел арабским, персидским и турецким, изучил и русский, познакомился с западноевропейскими языками. В доме имама была богатая библиотека, причем духовник собирал не только богословские книги, но и художественную литературу, научные публикации. Вместе с учениками он выпускал рукописные газеты и журналы.
Ко времени начала революции 1905 года Тукай работал наборщиком в типографии К.Тухватуллина. Именно там в это время стали издавать периодическую печать на татарском языке, в газетах появились революционные стихи Тукая.
Татарин, русский ли — взгляни:
Теперь права у всех одни.
Зипун и фартук в наши дни
Узнали вкус свободы.
Закрыт цензурный комитет,
Чернилам красным сбыта нет,
И обанкротились вослед
Чернильные заводы.
Габдулла Тукай, из стихотворения «О свободе», перевод Рувима Морана
В 1905 году Тукай стал редактором журналов «Эль-гаср-эль-джадида» («Новый век») и сатирического «Уклар» («Стрелы»). На страницах этих изданий Тукай публиковал собственные произведения, переводы на татарский язык басен Ивана Крылова и стихов русских поэтов: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Алексея Кольцова. Вскоре о Габдулле Тукае узнали в Казани и Оренбурге.
После окончания медресе в 1907 году Тукай переехал в Казань. Жителям запомнились его яркие выступления, в которых молодой поэт затрагивал темы образования, национальных идей, межнациональных отношений и борьбе за права простых людей.
Тукай был сторонником идеи о всеобщем образовании. «Учение самое острое, самое нужное оружие для победы правды над ложью, света над тьмой, чистоты над пороком», — писал Г.Тукай.
В 1907 году вышел в свет первый сборник поэта — «Стихотворения Габдуллы Тукая». Среди опубликованных произведений было стихотворение «Пара лошадей» о возвращении из Уральска в Казань, ода образованию «О перо!» и «Шурале» об Али-Батыре, девушке-птице Сююмбике и злом лесном духе Шурале.
В Казани Тукай увлекся устным народным творчеством. Ему удалось собрать и опубликовать четыре тома фольклорных произведений и народных эпосов. За три года жизни в Казани он издал больше 10 томов собственных стихов и 13 сборников произведений для детей: сказок, рассказов и стихотворений.
В 1911 году Тукай отправился в путешествие в Санкт-Петербург. В северной столице его впечатлила городская архитектура, транспорт, мощеные мостовые, но главное — образованные жители. Во время поездки поэту диагностировали туберкулез легких, врачи посоветовали сменить климат. На несколько месяцев Тукай уезжает в Башкирию, где проходит курс лечения. Положительных результатов, однако, он не дал.
В конце лета 1912 года Тукай вернулся в Казань и продолжил работу в типографии. 15 апреля 1913 года Тукая не стало. День похорон поэта стал траурным событием в Казани. Занятия в медресе были отменены, магазины закрыты, газеты и журналы заполонили некрологи.
Петербургская газета «День» назвала Тукая «татарским Пушкиным», статью о поэте и его стихотворение «Пара лошадей» опубликовал эмигрантский журнал The Russian Review в Лондоне.
Тукай был самым высокооплачиваемым поэтом в Казани. Ему платили по 50 копеек за строчку: за эти деньги можно было снять меблированную комнату на сутки. Гонорары поэт тратил на книги и обучение, у него часто занимали деньги знакомые. Перед смертью Тукай завещал оставшиеся средства учебным заведениям на стипендии для одаренных детей.
Семьи и собственных детей у поэта не было. Личную жизнь его вряд ли можно считать удачной. Хотя молодой поэт пользовался большой популярностью у представительниц прекрасного пола, — девушки приходили к нему домой и в редакцию газеты «Эль-Ислах» с букетами цветов, — он не создал семьи, не оставил потомков. Женщин он сторонился и избегал. С самого детства Габдулла Тукай стеснялся своей внешности, биографы писали о некой «психологической или физической преграде», существовавшей у поэта.
И все же есть достоверные сведения, что муза у него была: Зайтуна Мавлютова, одна из тех поклонниц, что искали «случайных встреч» с поэтом. Родилась она в Чистополе в купеческом доме. В 14 лет вместе с матерью и старшей сестрой на некоторое время переехала в Казань, «чтобы жить вместе с братьями».
Друг поэта Галимжан Шараф так описал ее: «Среднего роста, чернобровая, востроглазая, с правильными чертами лица, с какой-то притягательной силой во взгляде, со звонким и красивым голосом». Зайтуна получила хорошее воспитание, отличалась начитанностью и имела широкий круг интересов. Было что-то европейское в поведении и суждениях девушки. Тукай пленился ею.
Встреч Тукая с Зайтуной было всего пять, и все они были мимолетными. Каждый раз поэт был закрыт и сдержан. Коротко познакомились в редакции газеты, в другой раз он, сняв кепку, поприветствовал ее из трамвая.
Были еще две недолгих беседы, одна в редакции, другая на литературном вечере. Пятая встреча была прощанием перед ее отъездом из Казани в Чистополь. Тукай обещал девушке прийти на пристань, чтобы проводить её. Но Зайтуна поэта так и не дождалась…
Фатих Амирхан писал: «Как сейчас помню, я высказал ему, что не понимаю, по какой причине он избегает любимой девушки, и считаю это неестественным. Он помолчал немного, а потом показал на свой глаз: «Печать проклятья». И тут я почувствовал в его голосе трагическую безнадежность».
Трепетное чувство у поэта к Зайтуне несомненно было. Не сумев или не смея объясниться с девушкой в жизни, он признавался в своей любви к ней в стихах:
«Я горячо влюблен, но как-то бестолково:
Я милой сторонюсь, как чудища лесного.
При встрече не смотрю, ее не вижу будто,
Не выдаю себя, хотя на сердце смута.
Подписывая стих, чужое ставлю имя,
Боюсь: она поймет, что ею одержим я.
Она заговорит – я холодно отвечу,
Хоть втайне я горю, едва ее замечу.
Я слышал, что она уехала отсюда.
И что ж? К ней от меня помчалась писем груда?
Какое там! Чудак, я рад, забыл тревогу.
«Исчезла, не узнав», – твержу, и слава богу!»
Через пять лет после последней их встречи, когда Тукай умирал от болезни легких в больнице, Зайтуна приехала к нему. Но он просил не пускать ее в палату, не хотел, чтобы она видела его жалким и слабым…
Пять встреч с Тукаем Мавлютова описала в воспоминаниях о поэте, благодаря чему мы можем теперь знать о его единственной любви. Когда в Чистополе был со своей труппой Габдулла Кариев, один из основоположников татарского театра, друг Тукая, она выпросила у него фотоснимок 1908 года с автографом поэта на обороте «На память Кариеву». Сегодня эти рукописи и снимок хранятся в казанском музее Габдуллы Тукая.
Сын и внучка Зайтуны Мавлютовой тоже стали поэтами. Сын удостоен премии имени Тукая.
Еще при жизни Тукая многие его стихотворения татарские композиторы переложили на музыку: это «Родной язык», «Колыбельная», «Пара лошадей» и другие. По мотивам поэмы «Шурале» балетмейстеры Леонид Жуков и Гай Тагиров поставили балет. Премьера прошла на сцене Татарского театра оперы и балета в 1945 году. В 1950 году балет под названием «Али-Батыр» вошел в репертуар Мариинского театра, а в 1955 году — Большого театра. В разные годы главные роли в спектакле сыграли прославленные примы-балерины и премьеры: Наталья Дудинская, Аскольд Макаров, Майя Плисецкая, Владимир Васильев. В 1959 году Большой театр показывал «Шурале» во время гастролей в США.
Памятники Габдулле Тукаю установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. С 1946 года имя поэта носит Татарская государственная филармония в Казани.
С 1992 года в Татарстане 26 апреля является Днем родного языка.
Комментарии:
0