Продолжаем новогодние рассказы, и сегодня хотим поведать о
о том, как в России появилась традиция украшать елку. С давних времен в европейских домах делали декор еловыми ветками, а позже целую ель ставили к Рождеству как символ этого праздника.
В России ель стала символом Рождества и нового года после указа Петра Великого от 20 декабря 1869 года. Хвойными ветвями было предписано украшать дома, различные заведения, улицы. При этом нигде не было указано, что сами ветви также должны быть украшены.
После кончины Петра I этот указ соблюдали только владельцы кабаков, продолжающие украшать вход в заведение хвойными ветвями для привлечения посетителей.
Истории известен факт, что первую елку в России нарядила супруга Николая I. Для ее украшения потребовались конфеты, свечи, пряники, орехи. Первая русская «публичная» ёлка, украшенная разноцветными бумажными лоскутками, была установлена в 1852 году в Санкт-Петербурге, на Екатерингофском вокзале. Повсеместно устанавливать ёлку в местах общественных гуляний стали лишь в последней трети ХIХ века.
Украшать ель игрушками к Рождеству на Руси стало популярным в уже в XIX веке. Особо популярными украшениями были символы изобилия: свечи, яблоки, изделия из теста. Мишура, канитель и блестки дополняли убранство деревца и создавали загадочные отблески и световые эффекты при зажженных свечах.
Изготовлением таких изделий из фольги занимались небольшие артели, они же небольшими партиями производили гирлянды и елочные игрушки. Долгое время основными материалами украшений были бумага, картон, фольга, дерево, ткань и вата, папье-маше.
Елочные украшения из стекла стали популярны в начале XX века. Считается, что именно на Руси придумали украшать ель женскими украшениями – стеклянными бусами. Изготовлением занимались небольшие семейные мастерские: маленькие шарики из стекла изготавливали мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Постепенно стеклянные шары, всевозможные фигурки и гирлянды стали производить целые фабрики.
В крупных российских городах ёлочные игрушки можно было купить во многих магазинах. В 1913 году «Торговый дом Тихомирова и К°» предлагал перечень ёлочных игрушек и карнавально-праздничных изделий, изложенный на 12 листах и включавший 72 наименования одного только комнатного фейерверка.
Нарядить домашнюю ёлку было довольно дорого. Цена полностью украшенной ели в 1840-е годы колебалась от 20 до 200 рублей ассигнациями. Если учесть, что приказчики в провинции в середине ХIХ века получали от 50 до 100 рублей в год, мелкие канцелярские служащие – 36-72 рубля, уездные и городские врачи – 180-224 рубля, библиотекари и их помощники – 108-168 рублей – рождественская ёлка – не вполне демократическая затея. Накануне Рождества резко возрастал спрос и на свечи для ёлки.
Многие создавали украшения для ёлки своими руками. Ёлочные игрушки мастерили самостоятельно не только из-за их недостатка и по причине дороговизны. Даже в аристократических семьях считалось, что процесс изготовления ёлочных игрушек и украшения ими рождественской ели несёт важный эмоциональный и воспитательный смысл.
Первоначально игрушки воссоздавали евангельский сюжет. Верхушку ели венчала вифлеемская звезда, а крестовина символизировала распятие. Ангелочки отождествлялись с божественной волей, колокольчики означали божественный глас, а гирлянды (бусы, цепи, венок) – святость, страдания и воскрешение. Фрукты представлены обязательным яблоком (символ Спасения и Познания) и виноградом, который в Ветхом завете служил эмблемой плодов земных, равноценной Древу жизни. Овечка олицетворяла паству, нуждающуюся в духовном проводнике и наставнике. Птица (Голубь Благовещения) символизировала Благую весть, а ягнёнок (Агнец Божий) – самого Иисуса Христа. Эмблемой Христа, Церкви, Благодати и Веры служили свечи.
Цветовое убранство также несло сакральный смысл. Золото – символ божественного начала, серебро – чистоты и целомудрия. Сочетание красного и зелени веток ассоциировалось с Иоанном Крестителем и Страстями Господними как терновый венец и капли крови.
До середины XVIII столетия украшения для ёлки были только съедобными — яблоки, вафли, орехи в золотых бумажках, пряники. И только со второй половины XVIII столетия появляются первые «несъедобные» ёлочные украшения. Они изготавливались своими руками из бумаги, яичной скорлупы и еловых шишек, покрытых напылением. Первые игрушки, изготовленные мастерами, представляли собой фигурки из латуни и чеканки, изображающие, главным образом, сказочных фей. К концу XVIII столетия для украшения рождественской ёлки стали использовать блестящие серебристые звездочки, бумажные цветы и мишуру.
Первые ёлочные шары появились в 1848 году, а их родиной стал городок Лауш, расположенный в Тюрингии. Их создавали из тяжелого стекла, прозрачного или цветного. Для придания зеркального блеска с внутренней стороны шары покрывали тонким слоем свинца, а снаружи – разноцветными блестками.
Технология изготовления шаров изменилась после 1867 года, когда на территории города был открыт газовый завод. Благодаря этому стало возможным изготовление шаров из тонкого стекла. От свинца, вредящего здоровью, отказались, а зеркальный блеск создавали при помощи нитрата серебра. Из стекла выдували ёлочные игрушки любой формы и размеров – гроздья винограда, животных, фигурки Санта-Клауса и ангелов.
В начале ХХ века елочные игрушки стали выпускать на мануфактурах и фабриках других стран.
После Октябрьской революции 1917 года производство ёлочных игрушек прекратилось, новогодние праздники были запрещены. И только 28 декабря 1935 года в советских газетах появился призыв наряжать ёлку для детей, а в 1937 году ёлка была установлена в Колонном зале Дома Союзов.
Наладился и выпуск ёлочных украшений, а в 1937 году была выпущена серия шаров с изображением деятелей Политбюро.
Внешний вид ёлочных игрушек и их смысловая нагрузка изменились в соответствии с историческими реалиями – на многих из них была коммунистическая символика и яркая надпись «СССР».
Производство елочных игрушек не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны, а празднование Нового года должно было напоминать о спокойной и мирной жизни. В этот момент выпускались игрушки в виде танков, другой военной техники и солдат-санитаров.
С 1947 года 1 января снова стало праздничным выходным днем, а для украшения новогодней ели использовались только «мирные» игрушки. К 1949 году была выпущена серия с изображением героев из сказок А.С. Пушкина, а в 50-х годах появились ёлочные игрушки в виде овощей и фруктов, они должны были символизировать изобилие в стране.
После показа в кинотеатрах фильма «Карнавальная ночь» появляются новые игрушки — стеклянные часы, стрелки которых показывают пять минут до наступления Нового года.
В 60-х годах, когда Н.С Хрущев способствовал культивации кукурузы, появились ёлочные игрушки в виде початка «царицы полей». Полёт человека в космос стимулировал производство «современных» на тот момент новогодних игрушек – космических спутников и космонавтов в скафандрах, ракет. Появились и первые электрические гирлянды.
С 70-х годов игрушки стали не выдувать, а штамповать. Было налажено массовое производство, появились в ассортименте типовые разноцветные шарики, шишки, однообразные сосульки и колокольчики, выпускались игрушки на прищепках. В продаже появился и знакомый нам «дождик», серпантин.
Популярность приобрели игрушки из папье-маше. Обладать такой игрушкой сейчас – большая редкость.
В 90-е годы прошлого столетия после активного внедрения в повседневную жизнь восточного календаря, широкое распространение получили елочные игрушки с изображением символа наступающего года.
Многообразие современных елочных украшений позволяет выбрать игрушки одной тематики, одного цвета, подобрать их под любой интерьер и бюджет. Все также популярны елочные шары, шишки. Многие предпочитают приобретать игрушки ручной работы.
Елочные игрушки ХХ века можно увидеть до 15 января 2024 года на выставке в Музее истории города. ждем вас по адресу ул. К. Маркса, д.9. справки по телефону (84342) 5-11-07.
Комментарии:
0