Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

16 Сентябрь 2021

Комментарии:

0
 Сентябрь 16, 2021
 0

Посвящается замечательному человеку

с богатой трудовой судьбой, лучшему капитану-наставнику

пассажирского флота – Владимиру Ивановичу Бычкову

16 сентября 2021 года исполнилось 89 лет легендарному капитану-наставнику – Владимиру Ивановичу Бычкову. 55 лет своей трудовой жизни он отдал речному флоту, пройдя путь от юнги до капитана-наставника транзитных речных судов. Более полувека безупречной и безаварийной работы, сотни подготовленных к судовождению молодых кадров – это потрясающее свидетельство каждодневного трудового подвига!

После выхода на заслуженный отдых Владимир Иванович посвятил себя общественной работе.  Не беда, что по возрасту списали на берег, капитан всегда подтянут, гладко выбрит и невозмутим. Как прежде заряжает окружающих своей энергией, позитивным настроением, бодростью и силой духа. А его бесценный опыт пригодился в важном деле патриотического воспитания молодежи. Он всегда был желанным гостем в школах и вузах города, где много выступал на открытых уроках и мероприятиях в честь празднования Великой Победы. Его рассказы о войне, о буднях речной жизни никого не оставляли равнодушными.

001

Владимир Иванович родился в 1932 году в пос. Сопчино Нижегородской области в семье речников. Будучи мальчишкой, проводил летние месяцы вместе с родителями, познавая все прелести речной жизни. Его отец – Иван Васильевич Бычков служил капитаном на пассажирском пароходе «Яков Воробьев». В период Великой Отечественной войны это судно выполняло государственные задания по доставке грузов и армейских резервов на подступы к Сталинграду, на обратном пути вывозя раненых из прифронтовой полосы в тыл. «Яков Воробьев» неоднократно попадал под обстрел и бомбежки вражеской авиации, но благодаря слаженной работе экипажа ему всегда удавалось избежать серьезных повреждений. Воспоминания о службе юнгой на этом легендарном пароходе были опубликованы Владимиром Ивановичем в 2013 году в народном альманахе «Совесть памяти» в статье под названием «Боевые будни на голубых дорогах». Издание вышло в свет к 70-летней годовщине Победы и посвящено историям из жизни татарстанцев в период Великой Отечественной войны. 

«О начале войны я узнал 22 июня 1941 года. Наш пассажирский пароход «Яков Воробьев» в это время следовал по маршруту Астрахань­–Пермь. Тревожные вести застали экипаж в Ульяновске. Уже через два дня «Яков Воробьев» в полном составе причалил к пассажирской пристани в Мурзихе, где нас ждал сотрудник чистопольского военкомата. Прямо на пристани молодым ребятам: рулевым, масленщикам, кочегарам были вручены повестки о мобилизации в ряды Красной Армии. Когда пароход отчалил от берега и стал давать прощальные гудки, у оставшейся на борту команды слезы полились ручьем.

002

Зимой 1942 года мне, десятилетнему мальчику, пришлось одному вести нехитрое домашнее хозяйство. Маму мобилизовали на трудовой фронт. В лютый мороз женщин отправили на лошадях в Ульяновск на строительство заградительных сооружений и рытье окопов. Сестра в две смены работала на 2-м Московском часовом заводе, отец постоянно пропадал на вахте. Я сразу почувствовал себя самостоятельным и взрослым. Хоть и был сыном капитана, но, как и все военные дети, ходил полуголодным и вшивым. Школу я посещал аккуратно. Перед началом занятий нам всегда проверяли головы, а затем специальным гребешком вычесывали вшей. Выучив уроки, я простаивал в очередях в магазине, отоваривая продуктовые карточки. Однажды капитан теплохода «Советская Молдавия» Виктор Васильевич Сутырин, живший в нашем доме, подарил мне теплую шапку «будёновку» с красной звездой. Этот подарок я носил зимой с невероятной гордостью».

Вспоминая о военном детстве, Владимир Иванович заметил, что голодно было в то время и на судах. Ему навсегда врезался в память один случай: в начале навигации 1942 года «Яков Воробьев» стоял в Саратове. Во время обеда в каюту капитана зашел один из матросов и сказал, что уходит с парохода, так как нечего есть. Иван Васильевич пригласил его за стол разделить с ним обед, который состоял всего из одного блюда. Матрос очень удивился, когда увидел в тарелке капитана надоевшую до боли «заваруху» – ржаную муку, запаренную в кипятке.

003

«С 25 мая 1942 года пароход «Яков Воробьев» стал выполнять специальные задания по доставке грузов и воинских частей к Сталинграду. В один из рейсов везли курсантов из Ульяновского военно-морского училища. На палубе каждый день играл духовой оркестр, поднимая боевой дух маршами и мелодиями известных песен. На берег новобранцев высаживали в Сарептском яру ночью. Они прощались с нами при полном боевом вооружении. Командир произнес торжественную речь, после которой моряки начали стрелять в воздух трассирующими пулями, а затем сразу ушли на передовую. Позднее, перевозя раненых и эвакуированных из Сталинграда, экипаж узнал, что эта бригада полегла в полном составе в жесточайших боях на подступах к городу.

Волга была заминирована немцами от Астрахани до Сталинграда. Мины сбрасывали с самолетов на парашютах, поэтому ходили только днем. Для маскировки пароход был окрашен серой краской, а у берега всегда срубали кустарник, раскладывая его палубе и привязывая по бортам. Под бомбежки и обстрелы пароход все же попадал. От серьезных повреждений судно спасали умелая работа капитана и его старпома, а также бесперебойно работающие зенитные пулеметы. При атаках немецких самолетов они осуществляли заградительный огонь и попасть в цель у тех не получалось. В памяти остался один массированный ночной налет в августе 1942 года. Пароход стоял у причала грузового участка Сталинградского порта. Я нес вахту в рубке и вел наблюдение. Рядом с нами находилась лесопилка, в которую угодила одна из бомб. На глазах в воздух полетели горящие бревна, пилорамы и человеческие тела. Эта картина была настолько жуткой, что вся команда испытала огромный психологический стресс. Много раз экипажу приходилось оказывать помощь тонущим и горящим судам. Видел, как по реке с погибших судов плыли трупы. Из чистопольского затона погибли грузовой пароход «Татария», пассажирский теплоход «Александр Невский» и пассажирский пароход «Нижневолгстрой». При прохождении мест гибели этих судов наш капитан давал прощальные гудки, а экипаж снимал головные уборы.

004

В зиму 1942-1943 гг. я перешел на учебу в школу юнг, организованную в Чистополе. Набралось 40 человек на 2 отделения. Командиром судоводительского отделения назначили меня, а командиром судомеханического – Валентина Степанова. На занятия ходили строевым шагом, с песнями. Жили на полном самообслуживании: заготовка дров, топка печей. Сами ездили с бочками за водой, мыли полы и убирали двор. Три дня в неделю лучшие капитаны и механики преподавали нам спецдисциплины. Регулярно ходили в затон и постигали азы судового ремонта под руководством комсостава судов. Жили дружно, даже свой оркестр шумовой организовали. Я играл на бутылках, другие ребята на ложках, а кто-то на гребешках через папиросную бумагу мелодии выдувал. Питание было плохое, но вот обмундирование теплое. Среди воспитанников школы юнг был очень высокий патриотизм. Особенно поднимали дух фильмы «Суворов», «Александр Невский», «Чапаев», «Щорс» и др. Ребята с нетерпением ждали весну 1945 года – 9 мая пароход «Тамбов» должен был последовать с юнгами до Казани. И вдруг по радио объявили: «Победа!». Побросав все дела мальчишки стали бегать по стоящим в затоне судам. Во всю мощь гудели судовые гудки, радость была невообразимая. Осенью 1945 года нашу школу юнг перевели из Чистополя в Пермь, а учащихся распределили и направили работать на разные суда. Многие продолжили работу в речных училищах, техникумах и вузах».

Характер, сформировавшийся в тяжелые годы войны, во многом повлиял на выбор будущей профессии и всю дальнейшую жизнь Владимира Ивановича. Иначе, наверное, быть не могло. Сын лучшего капитана Министерства речного флота СССР стал достойной сменой своему отцу. В 15 лет Владимир Иванович встал у токарного станка Чистопольского судоремонтного завода. Через два года, следуя мечте о речных просторах, перешел на флот, где прошел путь от матроса небольшого судна «СТ-365» до капитана-наставника пассажирского флота завода. Без отрыва от работы окончил Казанский речной техникум по специальностям техник-судоводитель и техник-судомеханик. Среди многочисленных наград лучшего капитана-наставника города (это звание ему было присвоено в 1981 году) – медали «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту» и др. Секрет его профессионального успеха всегда был простым – никогда не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствовать свое мастерство. Своим богатым жизненным опытом наставник щедро делился с молодежью. Этого высокого подтянутого человека знали не только в цехах судоремонтного завода, но и в подшефных школах №4, №17 и СПТУ №5. А заводчане единогласно избрали его председателем совета наставников завода.

Владимир Иванович Бычков внес посильный вклад в сохранение историко-культурного наследия города. Так, в фонды Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника из его личного архива поступили уникальные предметы. Среди них – капитанский китель, фуражка, профессиональные книжные издания, документы, награды и другие мемориальные предметы, рассказывающие об истории речного флота. Мы благодарим Владимира Ивановича Бычкова за активную жизненную позицию и желаем ему здоровья и долгих лет жизни.

Гаврилова Юлия,

научный сотрудник Музея истории города

Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника

Добавить комментарий