Продолжаем серию публикаций, посвященных сооружению городских памятных часовен на территории г. Чистополя во второй половине XIX–начале XX в.
Часовня в ограде Свято-Никольского кафедрального собора
Часовня выполнена в псевдорусском стиле, располагается по правую сторону от входных ворот Свято-Никольского кафедрального собора. Ее по праву можно считать старейшей часовней города, так как она была построена в 1848 г., в год смерти одного из основателей храма – чистопольского купца Григория Андреевича Полякова и его супруги Агриппины (в русской транскрипции Агрофены) Исааковны.
Для уточнения года основания часовни в качестве источника нами были использованы клировые ведомости Николаевского собора (1845, 1847, 1848, 1849, 1850). Именно в 1848 г. часовня впервые появляется в перечне недвижимого имущества, принадлежащего собору. Данный источник представляет собой весьма обстоятельный документ о службе лиц духовного сословия, в котором также содержатся подробные сведения о церковном имуществе.
Сведения из клировой ведомости города Чистополя о Соборной церкви Святителя и Чудотворца Николая за 1848 г.:
1. Построена в 1838 году тщанием и собственным коштом города Чистополя 2-й гильдии купцов родных братьев Григория и Дмитрия Андреевых Поляковых.
2. Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка.
3. Престолов в ней три. В настоящем во имя Святителя Чудотворца Николая Архиепископа Мирликийского. В приделе с южной стороны во имя Святителя и Чудотворца Григория Епископа Нисского. В приделе с северной стороны во имя Святого Великомученика Дмитрия Мироточивого.
4. Утварью довольна.
5. Притча положено по штату 1841 г.: протоиерей, два священника, два дъякона и два пономаря.
6. Земля при сей церкви пашенная и сенокосная есть, но измерением не приведена в известность, за чистопольским притчом числится издавна, до учреждения города. И пашенная земля по достаточному количеству оной у крестьян, притчу приносит самые малые выгоды от 20 до 30 рублей в год. Актов на сию землю при соборе нет, потому, что споров со стороны чистопольских крестьян во владении земли и препятствий ни прежде не было, ни теперь нет. Пользуется землей притч по добровольному согласию крестьян.
7. Дом собственный деревянный на собственной земле имеется только у протоиерея, а прочие священно церковнослужители собственных домов не имеют, и для постройки оных удобного места нет.
8. Священно церковнослужители на содержание получают из Казанского Приказа общественного призрения 319 руб. 50 коп. ассигнациями с процентной суммы, вложенной храмоздателями родными братьями чистопольскими купцами Григорием и Дмитрием Андреевыми Поляковыми на вечное обращение в пользу притча. В 1848 г. на весь притч, состоящий из 9 человек получено текущих доходов 1200 руб. серебром.
9. Зданий, принадлежащих сей церкви, не имеется, кроме одной часовни, устроенной в каменной церковной ограде при входе в оградные ворота с лицевой стороны улицы. (ГАРТ. Ф.4, Оп.80, Д.219)
По духовному завещанию купца Григория Андреевича Полякова, его супруга Агриппина Исааковна после смерти купца должна была внести в Казанский приказ общественного призрения на вечные времена три тысячи рублей серебром в пользу Николаевского собора. Одна половина процентов с этого капитала предназначалась для украшения храма, а другая должна копиться и служить запасом для поправления здания, когда оно придет в ветхость. О себе купец распорядился следующим образом:
«Если Бог приведет умереть мне в г. Чистополе, то завещаю похоронить меня у выстроенного мною Николаевского собора и помянуть по долгу христианскому…».
До последнего времени считалось, что Григорий Андреевич и Агриппина Исааковна Поляковы были погребены, согласно последней воле купца, у ограды собора, о чем свидетельствует общее надгробие супругов с указанной на лицевой стороне датой их кончины. Однако, в метрических книгах Николаевского собора и Спасской церкви за 1848 г. отсутствуют записи о смерти таких видных горожан. Таким образом, следует признать, что Чистополь не являлся местом их смерти, а надгробие является кенотафом – могилой без погребения. Кенотафом называют любой надгробный памятник, находящийся там, где нет самого захоронения. Иными словами, кенотаф – символическое надгробие для того чтобы почтить память усопшего, если по тем или иным причинам тело было утрачено.
В ходе научно-исследовательской работы, записи о смерти чистопольских купцов Поляковых – Григория Андреевича и его супруги Агриппины Исааковны были обнаружены в метрической книге Благовещенской церкви г. Сергиевска, (Оренбургский государственный архив//Ф.173.Оп.14.Д.23.Стр.180,189). Заштатный городок Сергиевск Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне село Сергиевск) расположен в 218 км от г. Чистополя. Установлено, что купцы Поляковы заболели и умерли во время пика эпидемии холеры, находясь в Сергиевске в летний период, вероятно, по торговым делам. Весной 1848 г. болезнь, стихшая в зимний период, вспыхнула с новой силой. Эпидемия начала быстро распространяться из Казани вниз и вверх по Волге, а из Москвы — по всей центральной России.
Как указано в архивном документе Поляковы были погребены на местном кладбище. Транспортировка тел умерших от заразных болезней строго воспрещалась. Тела умерших укладывали в просмоленные гробы, пересыпали известью и хоронили в специально отведенном месте или участке кладбища зачастую в общих могилах.
Стоит отметить, что даты смерти супругов Поляковых, указанные на кенотафе не совпадают с записями в церковной книге. Надпись на памятнике гласит, что Григорий Андреевич Поляков скончался 23 июня 1848 г., Агриппина Исааковна через два дня после супруга – 25 июня 1848 г. По метрической книге Благовещенской церкви г. Сергиевска следует, что чистопольский купец 2-й гильдии Григорий Андреевич Поляков умер 29 июня 1848 г., погребение состоялось 1 июля. Возраст на момент смерти составлял 64 г. Его вдова, 2-й гильдии купчиха Агриппина Исааковна по мужу Полякова скончалась 10 июля, погребение состоялось 12 июля. Возраст на момент смерти составлял 63 г.
Часовня в ограде Свято-Никольского кафедрального собора, устроенная чистопольцами в год смерти купца Григория Андреевича Полякова в 1848 г. – уникальное свидетельство отеческой любви и уважения к безвременно почившему храмоздателю и его супруге.
Продолжение следует
Старший научный сотрудник Музея истории города Чистопольского государственного музея-заповедника
Юлия Гаврилова
Комментарии:
0