Алексей Баталов
Баталов Алексей Владимирович, советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер, педагог, мастер художественного слова. Народный артист СССР (1976 г.). В годы Великой Отечественной войны – воспитанник чистопольского интерната Литфонда.
Родился 20 ноября 1928 г. во Владимире в театральной семье. Мать – Нина Ольшевская, актриса Театра Красной Армии. Отец – Владимир Баталов, актер, кинорежиссер.
Более двухсот советских писателей и деятелей культуры были эвакуированы в г. Чистополь в годы Великой Отечественной войны. Особенно большую заботу городские власти проявляли о детях. 28 июля 1941 г. Чистопольский райком партии принял решение о размещении 500 детей, прибывших из Москвы. Среди них был будущий Народный артист СССР Алексей Баталов.
В начале июля 1941 г. двенадцатилетний Алеша Баталов в составе группы детей членов Союза Советских писателей был эвакуирован из Москвы сначала в Дом отдыха на Берсуте, затем в Чистополь. На Берсуте разместились школьники, детсадовцы и мамы с маленькими детьми. У всех были свои обязанности, нужно было приспосабливаться к условиям военного времени. Работы хватало всем. Женщины готовили, стирали, убирали, девочки помогали ухаживать за малышами. Мальчики доставали бревна, прибившиеся к берегу, кололи дрова для кухни. Алеша Баталов снабжал жителей Берсута водой – «он привозил для всех воду в бочке на лошади».
Приближалось начало учебного года, поэтому детей перевезли в Чистополь, в интернат Литфонда, который расположился в Доме крестьянина по адресу ул. Володарского (ныне Ленина), д. 55.
Повседневная жизнь воспитанников интерната осложнялась требованиями военного времени. Старших детей отправляли на работы в колхоз «Малый Толкиш», где они работали на комбайне, скирдовали сено и просеивали зерно. Работа была тяжелая, изнуряющая, и, конечно же, они очень уставали. Елена Левина, воспитанница интерната, вспоминала: «Нам было тяжело, голодно… и несколько человек решили бежать обратно, в интернат. Мы понимали, что это подло, но что-то нас подстегивало, возможно, озорство. Я рассказала о нашем плане Алеше Баталову. Он сначала загорелся, но тут же раздумал, так как работал на комбайне и был там необходим. Все старшие ребята оставались в колхозе до самых холодов, пока не убрали весь урожай». Рано повзрослевшие интернатовцы осознавали всю тяжесть и серьёзность военного времени, ответственность за свои дела и поступки. Трудовые навыки, введённые в интернате, конечно же, очень помогали им в быту. В своих воспоминаниях Алексей Сурков (младший) напишет: «Мы с Лёшкой (Алексеем Баталовым) попросили лодку у соседа и, переплыв Каму, набрали на острове ягод шиповника. Его заваривали всю зиму».
Оторванные от родного дома, оказавшись в далеком тылу, дети будут ждать писем из дома, весточек с фронта от отцов и жаждать возвращения в Москву. Если же они получали посылки из дома, это было большим праздником и счастьем. Елена Левина вспоминает: «Вернулся из колхоза Алеша Баталов. Он тоже получил посылку с ценными вещами: костюм лезгина с газырями, папаху белую, портфель для школы, готовальню большую, старинную, с костяными ручками, и печать их рода. Костюм он сразу же надел и прибежал показаться. А в эти дни Ира Ржешевская, его любовь ещё по Берсуту тяжело заболела и лежала в изоляторе с высокой температурой. Он так испугался за неё, что побежал за мамой, и они вместе всматривались сквозь стёртое пятно на белом стекле амбулаторной двери, чтобы увидеть Иру. Как вспоминала спустя многие годы Ольшевская, Алёшина мама, он всё спрашивал, а не умрёт ли девочка». По воспоминаниям интернатовцев, в Берсуте, куда они были эвакуированы сначала, царила любовная атмосфера, все в кого-то были влюблены. Алеше нравились многие девочки, и он тоже нравился.
В Чистополе Алеша с мамой прожили недолго. Они уезжали на телеге.
При прощании Алеша сообщил Лене Левиной, что знает одну тайну. Это тайна жизни, и он не может её открыть, так как она ещё не поймёт… И непременно потом расскажет. Ей было безумно интересно, но так она её и не узнала…
Комментарии:
Off