Министерство культуры Республики Татарстан

Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник

Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: (84342)5-17-01; 5-11-00

gorodnakame2012@mail.ru

27 Ноябрь 2022

Комментарии:

0
 Ноябрь 27, 2022
 0
Категория: Новости

Изящество и стиль, невесомость и торжественность, полёт модельерной фантазии и воплощение идей рукодельниц – всё это про кружево!

 

В продолжении темы сегодня расскажем о коклюшечном кружеве и познакомим с очередными неповторимыми образцами из нашей коллекции.

В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки. По ходу работы плетение удерживается на месте булавками, вставленными в специальную подушку. Расположение булавок обычно определяется рисунком или проколом, приколотым к подушке.

На Руси такие кружева известны с XIII века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры.

В XIII веке мастерицы кружевоплетения в России создали самобытное направление, вошедшее в историю культуры под названием «русское кружево». Русское кружево – это обобщённое название коклюшечного кружева, производимого на территории России. К началу ХIХ века сложилось 17 основных центров кружевоплетения. Несколько веков известны такие виды художественного кружевоплетения, как вологодские, рязанские (михайловские), кировские (вятские), елецкие, киришские (захожские), белёвские, балахнинские кружева, центрами возникновения и последующего бытования и развития которых являются соответственно такие регионы России, как Вологодская, Рязанская, Кировская, Липецкая, Ленинградская, Тульская и Нижегородская области. В каждом – свои оригинальные и разнообразные узоры, связанные с местными обычаями и обрядами. В конце ХIХ века мастерские Вологодской земской управы открыли кустарный склад в Лондоне. Кружево экспортировалось во многие страны мира, даже в Южную Америку и Японию.

У нас в Казанской губернии кружевной промысел был распространен большей частью в селе Рыбная Слобода Лаишевского уезда.

В Европе коклюшечные кружева появились в начале ХVI в. в Генуе. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию.

В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки – дело неспешное, не развлечение, а заработок. Характерной особенностью коклюшечного кружева является сложность его исполнения: для плетения сложных узоров могло использоваться от 700 до 1200 коклюшек! Вплоть до XVIII века кружево было признаком роскоши и богатства и употреблялось в основном для украшения царской, боярской и церковной одежды, часто в сочетании с золотым шитьем.

Постепенно новые украшения переходили в среду горожан в Петербурге, Москве и других городах страны, а затем коклюшечное кружево получило распространение в народной одежде.

Женская рубаха с кружевными рукавами и полотенце с узорной каймой из фондов Чистопольского государственного музея-заповедника – образцы мастерства местных умелиц. К сожалению, их имена история не сохранила. Вероятно, ими могли быть насельницы чистопольского Успенского женского монастыря, которые славились своим мастерством искусных рукодельниц.

Comments are closed.